Соц сети



  • Безымянный 222304

  • My Top 100

  • Давайте я начну уже писать о книгах, о которых говорила ровно два месяца назад. Например, о "Слепоте" Жозе Сарамаго, прочитанной еще в мае.

    Очень атмосферная, необычная книга о том, как жители неизвестного города однажды ослепли. Как в борьбе с эпидемией "белой болезни" власти собрали всех ослепших в одной заброшенной больнице в карантин, как слеп в итоге весь город и только один человек, жена доктора, оставался зрячим, наблюдая за тем, как меняются люди и она сама, когда их никто не видит, в каких животных условиях им необходимо выживать. Стиль автора запоминается сразу: он не утруждает себя выделением лишних абзацев, глав и оформлением прямой речи, делая акцент на плавной, беспристрастной речи. Сплошное полотно черных букв на белых страницах и никаких излишеств. Одновременно, при всей ярко выраженной индивидуальности авторского повествования, Сарамаго напоминает Маркеса, Джойса и даже "Догвилль" Ларса фон Триера. Не нов и прием неназывания имен героев, только совсем непонятно, зачем автор объясняет, что имена в такой ситуации неважны. Сарамаго вообще свойственно грешить объяснением почти всех стилистических приемов, которые зачастую совершенно неоправданны. Я не буду приводить цитаты, дабы не отвадить потенциального читателя, но безусловно к стилю нужно привыкнуть.

    Хотя мне читалось легко. Да, несмотря на то что многие отмечают, какая сложная у книги тематика, какие непривлекательные моменты описывает автор. Метафора слепоты всего лишь оригинальный способ еще раз подтвердить достаточно избитую мысль о том, что человек, когда ему не приходится отвечать за свои поступки, может превратиться в животное, заботящееся только о своем выживании, и совершать довольно нелицеприятные действия. Однако может и не превратиться, потому что в самых тяжелых условиях есть место взаимопомощи, радости и любви. И не только от того, что есть свидетель твоих действий, жена доктора или кто-то другой. Просто в любой ситуации актуален принцип, озвученный в противоречивом заголовке: На белый свет рождаются истинные чувства слепых. И дело не в том, что в критические моменты человек становится другим, дело именно в том, что он становится настоящим.

    И знаете, действия героев преимущественно не вызывали у меня ужаса и отвращения потому, что я представления не имею, как бы поступала в таких ситуациях. Возможно, тоже сражалась за еду и кого-то ударила ножницами. Я не знаю и надеюсь никогда не узнать. Хотя понятно, что в книге иносказательно дается картина и повседневной, обычной жизни, где все люди по-своему слепы.

    Из самых замечательных моментов, которые люди, не любящие узнавать подробности книги перед прочтением, могут пропустить, хочу отметить эпизод в церкви, умывание под дождем, объяснение старика с черной повязкой и девушки в темных очках и появление слезного пса, который безошибочно выбрал себе хозяйку в лице единственной зрячей жены доктора. По мере приближения к финалу книга становится тяжелее и оптимистичнее одновременно, потому что находятся мгновения радости и искренних чувств. Я думаю, каждый в ней найдет отражение своего взгляда на мир: кто-то убедится, что люди не самые лучшие в мире существа, кто-то решит, что нужно наслаждаться жизнью и радоваться способности видеть жизнь. Я же еще раз подумала, что люди такие, какие есть. В них не появляются из ниоткуда жестокость, похоть, любовь и сострадание - все изначально заложено, и человек должен сам выбрать, по какому пути ему пойти.

    Что касается книги, то да, скорее читать, чем нет. Мне она понравилась.

    Вероятно, только в мире слепых все становится таким, как оно есть на самом деле, ответил на это доктор. А люди, спросила девушка в темных очках. И люди тоже, никто ведь их не увидит.

    Страх ослепляет, заметила девушка в темных очках. Верные ваши слова, мы уже были слепыми в тот миг, когда ослепли, страх нас ослепил, страх не дает нам прозреть. Кто это сейчас говорил, спросил доктор. Слепой, был ответ, всего лишь слепой, других тут нет. Тогда осведомился старик с черной повязкой: Сколько потребуется слепых, чтобы создать слепоту. Никто не смог ответить ему.

    Нет разницы между тем, что снаружи, и тем, что внутри, между здешним и тамошним, между малым и многим, между тем, как живем, и тем, как будем жить.

    Пойдем туда, снова призвал старик с черной повязкой, сделаем то, что решили, на что решились, иначе будем обречены на медленную смерть. Если пойдем. кое у кого смерть будет скорая, ответил первый слепец. Кто собирается умереть, тот уже умер, только еще не знает об этом. О том, что мы умрем, нам известно со дня рождения. И потому в определенном смысле можно считать, что мы все рождаемся мертвенькими.</p>


  • Безымянный 222304

  • My Top 100