• Безымянный 271598

  • My Top 100

  • Сегодня православная церковь отмечает среди прочих память св. пророка Елисея (Элишы, если абстрагироваться от греков). В сокращенном виде его христианское "житие" можно посмотреть здесь http://days.pravoslavie.ru/Life/life1300.htm. Я же предлагаю, для сравнения, его житие де-рабанан. Кстати, в первоисточнике о Елисее можно прочитать в 4 Книге Царств где-то начиная с 6-ой главы (рекомендую, много ассоциаций невольно возникает). Итак, мудрецы: 

    (из трактата Сота 47а)


    Учили мудрецы:

    - Тремя болезнями болел Элиша: одной – за то, что натравил медведей на малых детей; одной – за то, что оттолкнул Гехази обеими руками; и одной, от которой умер, ибо сказано: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер»[1].

    Учили мудрецы:

    - Пусть всегда левая [рука] отталкивает, а правая – приближает. Не как Элиша, который оттолкнул Гехази обеими руками, и не как Иегошуа б. Перахья[2], который оттолкнул одного из своих учеников обеими руками. Причем тут Элиша? Сказано: «И сказал Нееман: возьми, пожалуй, два таланта». И [еще] написано: «И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь?». Но кто взял все это? Он [Гехази] – тот, кто взял серебро и одежды.

    Сказал р. Ицхак:

    - В это самое время Элиша был занят [изучением] восьми [видов] животных, пресмыкающихся по земле[3]. Он сказал ему [Гехази]: «Злодей! Настало время получить награду за восемь животных, пресмыкающихся по земле[4], и пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек»[5].

    «И было четыре прокаженных человека»[6]. Сказал р. Йоханан:

    - Это – Гехази и трое его сыновей.

    «И пошел Елисей в Дамаск»[7]. Зачем он [туда] пошел? Сказал р. Йоханан:

    - Он пошел вернуть Гехази к вере, но [тот] не обратился. Сказал ему [Элиша]: «Вернись (покайся)». [Гехази] ответил ему: «Вот, что я получил от тебя: всякий, кто согрешил и ввел в грех многих, не имеет достаточно силы для покаяния». Что он совершил? Некоторые говорят: он подвесил камень притяжения[8] для [плода] греха Иеровоама[9] и установил его между небом и землей. А некоторые говорят: высек на скале надпись, и она гласила: «Я [Господь, Бог твой]» и «да не будет у тебя [других богов пред лицем моим]»[10].

    Другие же говорят:

    - Он согнал учителей, бывших перед ним, - ибо сказано: «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас»[11]. Следовательно, до этого времени оно не было тесным.




    [1] 4 Цар. 13:14

    [2] В рукописях и старых изданиях – Иисус Назарянин (см. Сончино, Талмуд, Сота, 47а, прим. 11).

    [3] См. Лев. 11:29

    [4] "הגיע עת ליטול שכר שמנה שרצים" - Сончино переводит это место следующим образом: «настало время тебе получить награду за [изучение закона о] восьми животных, пресмыкающихся по земле».

    [5] 4 Цар. 5:27

    [6] «Четыре человека прокаженных находились при входе в ворота...» (4 Цар. 7:3). В данном случае мне пришлось дать свой перевод, чтобы, следуя гемаре, не вводить излишних подробностей, опуская которые в синодальном переводе, нарушается синтаксическая конструкция предложения.

    [7] В 4 Цар. 8:7 сказано: «И пришел Елисей в Дамаск». Это означает, что, вероятно, Дамаск не был целью его путешествия. Он лишь случайно узнал о болезни Бен-Хадада (Венадада). Талмуд же, сознательно изменяя этот стих, ставит вопрос об истинной причине путешествия Элиши (по комментарию Маарша – Рабби Шмуэль Элиэзер Эдельс).

    [8] М.б., имеется в виду магнит, хотя тельцы Иеровоама были сделаны из золота.

    [9] См. 3 Цар. 12:28.

    [10] См. декалог (Исх. 20:1-17; Втор. 5:6-21).

    [11] 4 Цар. 6:1





  • Безымянный 271598

  • My Top 100