• О преимуществах длительной глубинной психотерапии.

  • ЛЮБОВЬ - СПОСОБ БЫТИЯ

  • ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ РАЗУМ И ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ
    ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ,
    МУЖЕСТВО ИЗМЕНИТЬ ТО, ЧТО МОГУ,
    И МУДРОСТЬ ОТЛИЧИТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО.

    Слова зависимость и зависать, висеть — однокоренные слова. По отношению к человеку это означает отсутствие продвижения, развития.
    Зависимость мы ощущаем как отсутствие или ограничение свободы выбора и самостоятельности на всех уровнях бытия:

    1. на ФИЗИЧЕСКОМ уровне зависимость проявляется в преувеличенном тревожном переживании об удовлетворении одной из базовых потребностей (в пище, отдыхе, сне, дыхании, движении и др.), отсутствие навыков адекватной заботы о собственной безопасности;

    2. на ПСИХИЧЕСКОМ — в ограничении спектра чувственного проявления негативными эмоциями в сочетании с шаблонным мышлением и привычным, стереотипным реагированием на различные жизненные ситуации;

    3. на СОЦИАЛЬНОМ — в делегировании ответственности и заботы о себе другому человеку, любому, кто олицетворяет «материнскую фигуру»;

    4. на ДУХОВНОМ — в следовании правилам, установкам и идеям, воспринятым из авторитетного источника без личного анализа и опоры на свои собственные потребности или вопреки им.

    С зависимостью связано отрицание двойственности собственного бытия, следовательно — нарушение целостности. Человек и зависим, и свободен одновременно. Но почувствовать наличие того или другого возможно лишь при недостатке противоположного. Само признание наличия собственной зависимости является актом осознания стремления к свободе.

    Зависимость неизбежна в силу условий, в которых человек появляется на свет. Первые навыки адаптации к внешнему миру, к самовосприятию и заботе о себе ребёнок получает от матери или другого заменяющего её человека. В сознании ребёнка запечатлевается образ «материнской фигуры», которая обеспечивает безопасность, заботится о своевременном удовлетворении всех потребностей.

    По мере того, как ребёнок подрастает, он учится самостоятельно удовлетворять свои потребности, всё меньше и меньше нуждаясь в опеке и заботе извне.

    Зависимость свойственна человеку в силу того, что он обучаем в большей степени, чем любое другое существо на планете. Именно обучаемости мы обязаны тем, что стали людьми.

    Все мы проживаем такие этапы своего развития: младенчество, детство, юношество, молодость, зрелость, старость. В идеале на каждом из этапов человек достигает определённой степени развития во всех измерениях своего бытия: физическом, психическом, социальном и духовном. Если развитие происходит гармонично, человек легко, без осложнений переходит из одного периода своей жизни в другой. Но это лишь в идеале.

    В реальности жизнь человека сопровождается большим количеством стрессовых ситуаций, впечатления о которых откладываются в памяти. И в дальнейшем своём движении по жизни он оглядывается на свой прежний опыт, используя впечатления о нём в настоящем и ориентируясь на эти впечатления в планировании будущего. Основным фактором для этого являются внутренние импульсы, ощущения и чувства. Именно ощущениям и чувствам мы обязаны своим предпочтениям или негативизму.

    Из всего этого следует, что зависимость — это способ вызывать у себя одни и те же чувства и ощущения в ситуациях, которые ассоциируются с той ситуацией, когда впервые такие чувства и ощущения возникли.

    Такое поведение человека становится привычкой и проявляется даже тогда, когда нет ни провоцирующей ситуации, ни сопровождающих чувств. Вместе с тем, в сознании человека всё это присутствует, и для подтверждения своей правоты он в реальности ищет то, что соответствует его переживаниям и может вновь их вызвать.

    Так человек попадает в замкнутый круг. Этим кругом становится ограничение возможных сочетаний чувственного реагирования и поведения в ответ на возникающие новые ситуации. Ответом на новые условия является шаблонное поведение.

    Но ни одна ситуация не является точной копией ей предшествующей. А значит, шаблонное поведение не может быть полноценным ответом на условия именно этой ситуации. Это привычное реагирование, а не ответ всей сущности.

    ПРИЗНАКИ ЗАВИСИМОСТИ

    Зависимость можно определить по следующим признакам:

    1) недоверию самому себе; (как следствие—подражание другим);
    2) высокому уровню тревожности, неадекватной объективной опасности;
    3) дезадаптивным способам защитных реакций.

    Рассмотрим подробнее все эти признаки.

    1.НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ ИЛИ НЕУМЕНИЕ ОСОЗНАВАТЬ
    выражается в том, что:

    1) Человек не может сам осознать свои желания, вкусы, предпочтения (хорошо отображено в фильме «сбежавшая невеста»);

    2) У него отсутствует своё собственноё упорядоченное мировоззрение, а лишь обладает беспорядочным набором заимствованных штампов. Он не может использовать свои знания во благо себе, его собственное мнение для него не имеет никакого значения;

    3) Свои собственные привычки, умения, свою деятельность и стиль поведения он рассматривает лишь с позиции негативизма.

    2. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ

    Каждый испытывает время от времени тревогу. Она возникает в жизни человека, когда становятся очевидными какие-то перемены.

    ТРЕВОГА может быть:

    1) ОБЪЕКТИВНОЙ — когда возникают реальные угрожающие обстоятельства (те, в которых человек может потерять здоровье, свободу или жизнь);

    2) СУБЪЕКТИВНОЙ — когда человек сталкивается с ситуацией, ранее ему незнакомой (новая работа, незнакомые люди, незнакомое место и др.).

    В норме человек различает эти виды тревоги и соответственно по-разному реагирует: при реальной угрозе стремится избежать ситуации, которая подвергает опасности его существование; а в случаях субъективной тревоги он трансформирует её в страх, который подвергает анализу и преодолевает. В этом случае тревога служит человеку для большей сосредоточенности на новой для него ситуации, в которую он вступает.

    Зависимый человек не различает объективную и субъективную тревогу. На любую ситуацию он реагирует одинаково: стремится её избежать. В результате его жизнь становится бедной событиями, что вызывает ещё большее стремление к переменам, тем самым многократно усиливая тревожность.

    3.ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

    Стремясь удержать привычные эмоциональные состояния, человек вырабатывает у себя защитные механизмы; психологическая (психическая) защита "ограждает" сферу сознания от переживаний, вызывающих тревогу. Механизмы психологической защиты - преимущественно бессознательный способ сохранить уровень самооценки (психологически защитить своё "Я", а также индивидуальность).
    Психологическая защита - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) состояния субъекта.

    Защите могут подвергаться

    1) мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы),
    2) когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания),
    3) поведенческие паттерны (привычки, умения, стиль поведения или деятельности).

    Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

    Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:

    а) адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);

    б) гибкость защиты (человек может использовать разные виды защитных реакций а какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);

    в) зрелость защиты (относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции).

    В современной психологии всё большее признание получает тенденция разделять понятия "защитные стратегии" и "стратегии совладения".

    ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ предполагают бессознательное, нерациональное поведение (забывания времени встречи, потери важных бумаг, возникновения психологической зависимости от кого-то и др.); результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.

    СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ могут быть различны, но они всегда осознаны, рациональны и направлены на источник тревоги.

    Возникновение, закрепление и последующего воспроизведение любого защитного механизма заложены характером контактов с родителями.

    Психологическая защита встречается у любого человека (человек, лишенный вообще защитных механизмов - миф).

    В обыденной жизни большинство реальных ситуаций чаще сопряжено с использованием нескольких форм психологической защиты.

    Сверхнормативное использование индивидом защит является косвенным свидетельством наличия высокого уровня как внутриличностного, так и внешнего конфликта.

    Ф.Б.Березин выделил 4 типа защиты:

    1. препятствующие осознаванию факторов, вызывающих тревогу, или самой тревоги (отрицание, вытеснение);
    2. позволяющие фиксировать тревогу на определенных стимулах;
    3. снижающие уровень побуждений (обесценивание исходных потребностей);
    4. устраняющие тревогу или модифицирующие её интерпретацию за счет формирования устойчивых концепций.

    --------------------------------------------------------------------------
    Мало знать приметы зависимости.
    Гораздо сложнее понять, к чему надо стремиться, избегая зависимости. И как противоположность ей называют свободу. Это верно, но лишь отчасти, настолько, насколько свобода является частью ЛЮБВИ. Ловушка кроется именно в этом: обратная сторона зависимости не СВОБОДА (абсолютная свобода порабощает не менее зависимости), а ЛЮБОВЬ.
    ЗАВИСИМОСТЬ – это, в первую очередь, НЕСПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, НЕДОВЕРИЕ СЕБЕ, ОТСУТСТВИЕ ВЕРЫ В СВОЮ СПОСОБНОСТЬ СПРАВИТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ.
    Корни зависимости в эмоциях - страх сковывает, заставляет оглядываться и цепляться за первое, что под руку попадётся. Именно эмоциональная зависимость порождает всё остальное - курение, алкоголизм и т. д. - это лишь симптомы эмоциональной зависимости.
    Свободный от эмоциональной зависимости человек - это человек себя любящий, т. е. не сомневающийся в своей ценности. Ему не надо спрашивать других: "ты меня уважаешь?" по той простой причине, что он сам к себе относится с уважением, и любой свой или чужой поступок будет соотносить с критерием реальной пользы, а не с тем, как на это посмотрят другие.
    Созависимый - потому созависимый, что сам зависим от эмоций другого зависимого: чужие страхи воспринимает как реальную угрозу (чему?) и сам присоединяется к этим эмоциям.
    ЗАВИСИМОСТЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ Я МОГУ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, А НЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ЕГО СТРАХ, ЗЛОСТЬ И ДР. СВОЕЙ ОБИДОЙ, ОСКОРБЛЁННОСТЬЮ. Т. е. РАЗДЕЛЯТЬ СЕБЯ И ДРУГОГО, ЧУВСТВОВАТЬ, ГДЕ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ДРУГОГО И НАЧИНАЮТСЯ МОИ СОБСТВЕННЫЕ.

    Тогда я могу любить себя и другого. Если это нужно, могу встать на колени перед другим и чувствовать при этом любовь, а не унижение.

    Я после многих лет внутренней и внешней борьбы с зависимостью пришла к выводу что ОШИБКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В САМОЙ ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ: ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ, ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ЕЁ (чем её, зависимости, освободившееся место пытаются заполнить, и чем эти попытки венчаются, это - продолжение проблемы, но не об этом сейчас речь). так вот, проблема начинается с того места, когда мы навешиваем ярлычок "это проявления зависимости и невроза, проявления нелюбви к себе и к партнеру" и т. п. и всеми силами пытаемся доказать себе и другим, что эту зависимость можно искоренить полностью и забыть о ней. В результате чего продолжаем жить с той же степенью зависимости, изменив лишь знак температуры отношения к предмету зависимости на противоположный.

    Ведь в каждом явлении-проявлении-феномене есть и то, и другое, и ещё очень много чего. Более того, зависимость становится очевидной только в свете любви, и с исчезновением любви слабеет и понимание зависимости.

    Только научившись принимать свои зависимости, можно увидеть возможности для использования кардинально других способов выражения себя и проживания своей жизни.






















  • О преимуществах длительной глубинной психотерапии.

  • ЛЮБОВЬ - СПОСОБ БЫТИЯ