• Что показывает телевизор пока все спят

  • Безымянный 271653

  • Подключение электронной установки к компьютеру

    Часть 1. Краткое описание подключения установки к VSTi-барабанам на примере Sonar 7.0.2 и Addictive Drums (предполагается, что они уже установлены в системе, а барабаны подключены MIDI-кабелем к компьютеру).

    1) Настройка Sonar. В меню Options/MIDI Devices... выбираем входные и выходные MIDI-устройства. В принципе для получения сообщений от модуля нам достаточно указать только входное устройство. Выберите то куда у вас воткнут MIDI-кабель идущий от барабанов (рис.1). В меню Options/Audio... переходим на закладку Advanced и устанавливаем Driver Mode в ASIO, жмем ОК и перезапускаем Sonar. Там же во вкладке Drivers проверяем, правильные ли устройства выбраны (особенно если у вас несколько звуковых карт, рис. 2). Лучше выбрать лишь те, что вам реально нужны: 1 для входа и 1 для выхода. На вкладке General выбираем Sampling Rate (частота дискретизации, по умолчанию 44100) и щелкаем на ASIO Panel для выбора задержки (рис. 3). Задержку выбираем в интервале 2-10 мс, другие значения бесполезны. Чем меньше задержка, тем лучше, поэтому начните с 2 мс. Если звук будет хрипеть, постепенно повышайте ее, пока проблемы не исчезнут. Подробнее о задержках и ее минимизации читайте во второй части статьи.

    2) Создаем проект. File/New... вводим имя и жмем ОК (рис. 4). Появится окно проекта (рис. 5). Панель инструментов у вас будет выглядеть несколько иначе, чем на скриншоте (я настроил ее специально под себя). В окне Track View видны 4 дорожки, созданные по умолчанию (две Audio и две MIDI), можно их удалить, а можно просто свернуть, чтобы не загромождали место (рис. 6).

    3) Подключаем барабаны. Выбираем Views/Synth Rack, щелкаем на первой кнопке (Insert soft synths) находим в меню Addictive Drums и добавляем. Обратите внимание, в окне проекта у вас появилось 2 новых трека, объединенных в группу Addictive Drums (рис. 7). Нижний из них (с рисунком MIDI-коннектора) служит для записи и хранения MIDI-сообщений. Это, грубо говоря, ваш нотный стан. Для настройки барабанов щелкаем по кнопке Properties, откроется окно сэмплера (рис. 8).

    4) Настройка Drum Map. Для этого потребуется описание Addictive Drums Keymap.pdf (находится в папке куда вы установили сэмплер). Вы можете настроить барабаны на нужные ноты в модуле, но если ваш модуль не поддерживает настройку выходных нот, то вам придется настроить карту ударных в компьютере. Для этого разверните MIDI-трек в группе Addictive Drums, щелкните на Outputs (O) и выберите Drum Map Manager (рис. 9). Для каждой ноты прописываете пару "нота_модуля-нота_сэмплера", в Out Port выбираете Addictive Drums. На скриншоте виден пример для бочки Yamaha DTXplorer, вам нужно прописать так для всех барабанов. После того как отредактируем Drum Map, сохраняем полученный пресет, а затем выбираем его в настройках трека Outputs (рис. 10). Все, этого достаточно чтобы начать играть. Не забудьте сохранить проект, чтобы в следующий раз не повторять действия заново.

    5) Запись игры. Можно записать свою игру в MIDI и отрендерить полученный трек в WAV. Для этого надо щелкнуть по кнопке R (Arm) трека и нажать Record в панели инструментов. Запись в MIDI имеет массу преимуществ: возможность менять барабаны и тарелки уже после того как сыграли, исправлять ошибки допущенные при игре, делать квантизацию (выравнивание ударов по сетке, в том числе с заданными параметрами свинга!), и т.д. Для сохранения в WAV выбираем File/Export/Audio. Во время записи можно включать/выключать метроном, его настройки находятся в Options/Project/Metronome. По умолчанию при записи метроном включен, чтобы его не было слышно уберите галочку с поля Recording. Темп можно задать в панели инструментов или в специальном окне Views/Tempo (нажмите Tempo List и увидите список темпов в текущем проекте).

    Часть 2. Задержка и ее минимизация.

    На сайте компании CEntrance выложен документ Latency Explanation в котором описан интересный опыт. На специальном оборудовании меняли задержку аудиотракта, варьируя от 0 до 50 мс. В качестве добровольцев были приглашены два музыканта: бас-гитарист и DJ-электронщик (крутящий рукой диски). При задержке 50 мс ни одни из них не смог адекватно играть под тестовый драм-луп. Стали понижать до тех пор пока кто-нибудь не переставал замечать задержку. Проведя серию раздельных опытов для статистической достоверности установили, что DJ замечает задержку начиная с 12 мс, а басист с 9 мс. Разумеется, все люди индивидуальны но этот опыт может дать некое представление о том какая задержка тракта является максимально допустимой. Теперь рассмотрим всю цепочку временных промежутков обратной связи барабанщика и его ударов в случае применения компьютера:

    1) Промежуток между срабатыванием триггера и фактическим началом передачи миди-сигнала по кабелю. К сожалению, у меня нет данных о величине этой задержки в модулях, а замерить время отклика без специального оборудования вряд ли удастся. Остается надеяться что в «хороших» модулях она мала и не слишком влияет на общий итог. Однако в сети встречаются ужастики о задержках некоторых клавиатур, доходящие до десятков миллисекунд! Были случаи обращения в техподдержку производителя карт E-MU с жалобой по поводу неудовлетворительной скорости их драйверов, в то время причина, как оказалось, была в самом синтезаторе. За неимением точных сведений эту задержку я учитывать не буду, но имейте ввиду что она возможна.

    2) Время передачи миди-сигнала по кабелю. Здесь жесткий стандарт. Интерфейс последовательный, скорость передачи данных 31,2 кбит/c. С учетом того, что логический байт равняется 10 техническим битам (1-старт, 8-данные, 1-стоп) и для передачи ноты требуется 3 байта (код сообщения, pitch, velocity), получается что задержка удара в кабеле составляет около 1 мс (31200 / 30 = 1040).

    3) Задержка передачи миди сообщения хост-приложению (Sonar, Cubase, etc.). Как правило для PCI-карт имеющих собственный midi-вход это очень небольшая величина не требующая учета, но для внешних устройств уже может принимать какое-то значение (от 2 мс и выше, в зависимости от переходника и настроек контроллера материнской платы).

    4) Задержка ASIO. Необходима для работы программных синтезаторов, таких как BFD или EZdrummer. Она зависит от выбора карты, используемых драйверов и настроек хоста. Косвенно зависит и от мощности компьютера. В профессиональных картах обычно стартует с 2 мс и это хороший выбор, однако если сэмплер требовательный а процессор слабый то может потребоваться ее увеличить до величины не приводящей к хрипам или зависаниям. Некоторые драйвера разрешают устанавливать задержку ниже 2 мс и даже ниже 1 мс, однако на практике столь низкие значения в большинстве случаев непригодны к использованию (хотя попробовать можно). USB и Firewire дают более высокую задержку, связанную с расходами на интерфейс. Эмпирически установлено что прибавляется от 2 мс и выше. Если учесть повышенную нагрузку на CPU, то реально при той же нагрузке от VSTi буфер придется сместить на один-два значения вверх (вместо 2 мс – 4 мс, вместо 4 мс – 6 мс, и т.д.)

    5) Задержка аппаратного буфера звуковой карты. Это последняя «цифровая» задержка в нашем тракте. Она не зависит от интерфейса карты и определяется выбором микросхем DSP и/или преобразователя (DAC). Как правило составляет около 1-1,5 мс.

    6) Время полета звука до ушей. В случае прямого подключения наушников к карте этим временем можно пренебречь (скорость электрического сигнала в кабеле равна скорости света, а расстояние между диффузором и барабанной перепонкой мизерно). Однако при использовании мониторов или колонок надо умножить расстояние от них до ушей на 3 мс. Например, если вы сидите в 3 метрах от монитора задержка составит 9 мс.

    Итак, суммарная задержка обратной связи составит в идеальном случае: 1мс (миди-кабель) + 2мс (ASIO) + 1мс (DAC) = 4 мс. Вполне сопоставимо с задержками при игре на акустическом инструменте (2-3 мс). Бояться такой задержки не следует, ее невозможно почувствовать.

    Возьмем более «тяжелый» случай, когда карта внешняя и подключена к ноутбуку, а вместо наушников используются мониторы стоящие в двух метрах от барабанщика. В этом случае задержка составит: 1мс (миди-кабель) + 2мс (MIDI-USB) + 4мс (ASIO) + 1мс (DAC) + 6мс (расстояние) = 14 мс. Такую задержку уже можно ощутить! Возможно это одна из причин появления легенд об изначальной непригодности компьютера для комфортной игры, несмотря на формально низкую задержку ASIO. Все дело в переходных мостах разной природы, съедающих время.

    В общем, рекомендации такие: по возможности использовать внутреннюю звуковую карту с миди-входом и наушники. Лучше недорогой десктоп но с профессиональной PCI-картой, чем топовый ноутбук с внешним интерфейсом (ноутбук будет быстрее, но звук все равно получится медленней).

    Напоследок отмечу, что необязательно покупать дорогую карту за $150-200. Да, чем дороже карта тем она лучше звучит, но заметите ли вы разницу в пылу игры да еще и не в Hi-End наушниках? Например, связка из б/у карт Creative Audigy 2 (выводящая звук через ASIO) и Creative Live 5.1 (она использована для подключения миди через порт джойстика) обойдется менее чем в $50 но даст те же 2 мс что и профессиональная карта. Задержки упомянутой в пункте 3 не будет, порт джойстика так же быстр как и профессиональный миди-вход. Неприятной особенностью игровых карт является отсутствие частоты дискретизации 44100, но в 48000 карта прекрасно работает. EZdrummer при загрузке программно конвертирует свои 44100 сэмплы в 48000 что сильно замедляет загрузку сета (примерно в 10 раз) но зато не снижает качество звучания и скорость во время игры. Addictive Drums конвертирует вообще на лету (теоретически это должно повышать требования к компьютеру, но я не заметил). Покупка одной лишь Live 5.1 может обойтись и вовсе в смешные $10-15, но я все же не советую использовать ее для вывода звука. Качество звучания этой карты не выдерживает критики, разница с Audigy 2 заметна на слух.

     

  • Что показывает телевизор пока все спят

  • Безымянный 271653