• Волшебная Венеция

  • КАЛЯКИ-МАЛЯКИ - фестиваль детского рисунка на асфальте

  • Как некоторым уже известно, мой супруг работает над романом, главным персонажем которого является прекраснейшая древнеримская фреска. На самом деле, она не такая "зеленая" в действительности. Просто в зале музея, где она выставлена мало света, а со вспышкой получается неважно. Скорее иссиня-изумрудная. Очень красиво и тонко выписаны детали: веточки, стебельки и проч. Фреска эта находилась на загородной вилле Ливии, супруги имп.Августа (40-20 до Р.Х.) Она занимает четыре стены небольшой продолговатой залы (5,90 - 11,70), находившейся под землей (туда надо было спускаться по лестнице) на территории виллы. О назначении залы попрежнему спорят: может быть это было место для отдыха, может быть для приемов в жаркие летние дни, а может быть для ритуальных возлияний или религиозных обрядов. Фреска задает множество загадок: по верхнему ее краю тянется своеобразный живописный "карниз" из сталактитов , незаметный с первого взгляда.
    Таким образом, если представить себе ее в контексте, то у зрителя (гостя Ливии), должно было складываться впечатление, что он находится в гроте (намек на миф о пещере Платона?) и видит волшебный сад снаружи. Сад отделен от зрителя двойным барьером, причем в пространстве между ними растут всякие полезные травы (известно, что Ливия сама с удовольствием занималась садоводством), а за каменной стенкой уже начинается "дикая" природа. Примечательная деталь: на границе между "окультуренной" землей и "диким миром" стоит открытая клетка, в которой никого нет. В саду произрастают деревья и кусты, которые в реальном лесу никогда рядом не растут (елка и мирт например), а также цветущие и плодоносящие растения
    одновременно. Мы обратили внимание, что во фреске виртуально присутствуют все пять чувств: зрение (с этим все ясно), обоняние (цветы), вкусовые ощущения (плоды), слух (многочисленные птицы в листве и на небе), осязание (различные формы листьев, иголок и т.п.) Существует несколько интерпретаций этой фрески. Во многом они противоречат друг другу. Одни говорят, что деревья символизируют богов греко-римского пантеона, другие видят символы жизни и смерти, а также намек на
    культ Апполона. В одном они сходятся: фреска была написана в эпоху так называемого "pax romana", насажденного Августом и являет собой олицетворение оного в виде "золотого века", который также упоминается Виргилием в его Георгиках.
    Конечно, мой муж очень много читает на эту тему и про римские настенные росписи вообще... Мы даже встречались с ботаником, который нам рассказывал
    про разные виды растений, изображенных на фреске и про их использование в фармакологии и т.п. Короче, фреска дает нам пищу для размышлений.:) Кроме того, сейчас в Риме проходит замечательная выставка настенной живописи из коллекции археологического музея в Неаполе (а это подавляющее кол-во фресок, которые были сняты в 18 и 19 веках в Помпеях и
    Геркулануме). Вообщем, мы можно сказать, купаемся в античности.









  • Волшебная Венеция

  • КАЛЯКИ-МАЛЯКИ - фестиваль детского рисунка на асфальте