• Безымянный 303384

  • Зачем людям знать смысл жизни? Родился значит радуйся и просто живи!

  • Догадайтесь с трех раз, о чем это я? Нет, о ком - понятно, о себе, любимом.
    А о чем: Richard Wagner, Tannhäuser. SF Opera.
    Пошли туда, вдохновленные отзывом http://lysandra999.livejournal.com/2007/10/04/ - и все было правдой. Блистательная постановка, неудобные кресла, захватывающий сюжет, пение запредельное, etc. Для получения хоть какого впечатления посмотрите видео вот здесь:
    http://www.sfopera.com/opera.asp?o=251&i=92
    Теперь к заголовку. Вышел я со стройной картинкой в голове: Вагнер - композитор конца 19 века, с немецкой педантичностью подобрал все, что за этот самый 19 век наваяли в жанре симфонической музыки, и закрыл тему - больше там делать было нечего, как после Баха в барокко.
    Так, на всякий случай полез посмотреть биографию и прочие мелочи - мамочки, даже не близко! Это я со свойственной дилетанту самонадеянностью усреднил Вагнера и Штраусса на том железном основании, что оба Рихарды 8-(
    Люди, Tannhäuser был написан в 1845 году, дополнен балетными сценами в 1861. И тех самых пор драли из него куски и темы все, кому не лень - а ленивых было мало. Могучая кучка, как я понимаю, через строчку две вставляла, Чайковский вдохновлялся до цитирования. Что Чайковский - жена в увертюре "Наш паровоз, вперед лети" услыхала :)
    Но это все хиханьки. А вот что я действительно услышал, если преодолеть гипноз сюжета, магию голосов, интерес к происходящему на сцене - в общем, совершить нечеловеческую глупость и только слушать музыку: это цельная, неразрывная симфония небывалых масштабов, в которой голоса участвуют как инструменты.
    Открыл Америку, да? Обьяснюсь.
    Обычная опера в итальяно-французском варианте представляла собой максимально дррррраматичную нарезку красивых мелодий, наиболее подходящих для демонстрации вокальных данных, с оркестровыми иллюстрациями в промежутке. Условность действа искупалась красотой пения, упрощенность музыкального ряда... да ничем не искупалась, сьедалась as is.
    А тут - пожалте бриться - полномасштабная симфоническая музыка, напряженнейший сюжет, музыкальное развитие не провисает ни ноты, хоры и трех-пяти-семиголосные ансамбли несказанной красоты и безумной сложности - и так 4 часа! Да охренеть же можно, пока дослушаешь! Куда как проще обьявить Вагнера "сложным для понимания", ну так, для собственного душевного спокойствия. А он еще, судя по всякой фактографии, в жизни был субьектом малоприятным...
    В общем, итог симфонической музыке 19 века Вагнер подвел в самой его середине - и прошло еще до хрена времени, пока композиторы поняли, что случилось, и стали искать, куда дальше жить. Весь расцвет начала 20 века был, по-моему, таким поиском.
    ...Да, там еще Рихард Штраусс был, удачно обозванный фон Бюловым "Рихард Второй". Но про него, даже со справкой из Википедии, мне так, с налету, слабо :) Надо слушать, массированно и внимательно. Вот как только от Тангейзера оторвусь, да через Мейстерзингеров продерусь (говорят, на них немцы как на рабочую смену идут, с перерывами на пиво и сосиски) - так сразу.














  • Безымянный 303384

  • Зачем людям знать смысл жизни? Родился значит радуйся и просто живи!