• Против течения

  • Говорят дети :)

  • Уроженец Атяшевского района Мордовии Сергей Юношев помогал Королеву покорять Вселенную. Отец космонавтики лично принимал пятикурсника на работу в свое конструкторское бюро. Разумеется, в те времена способный студент никому не рассказывал, что приходится внуком большеигнатовскому священномученику о. Константину Подгорскому, которого большевики в 1918 году распяли на дверях церкви. Достигнув преклонного возраста, Юношев признается, что еще не пришел к твердой вере. Но, бывая в родном селе, всякий раз посещает храм Михаила Архангела, где находятся мощи деда.

    Сергей начал грезить о небе после общения с учеником отца Григорием Пьянзиным, поступившим в авиационный институт. Приезжая на каникулы в село, он много рассказывал мальчику об устройстве самолетов и ракет. Юношев с 4-го класса начал увлекаться авиамоделизмом, а в 9-м уже выполнил норматив мастера спорта и был зачислен в Саранское летно-техническое училище. Но проучился там недолго, потому что сам захотел строить настоящие самолеты. По примеру старшего товарища поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института и одновременно устроился работать на авиационный завод. Через год молодой человек подорвал здоровье во время испытания двигателей. Очень непросто было совмещать тяжелую работу и старательную учебу. Большие звуковые нагрузки привели к расстройству нервной системы. На втором курсе Юношеву пришлось взять академический отпуск и вернуться в Игнатово. Более полугода он проработал учителем труда в родной школе, а затем, немного окрепнув, вернулся в институт. На последнем курсе талантливого студента заметили и пригласили в конструкторское бюро Сергея Королева.

    «Тогда очень острой была проблема доставки ракет авиационным транспортом, — поясняет Сергей Юношев. — Конструкторскому бюро Олега Антонова поручили создать для этих целей тяжелогрузный самолет „Антей“. Я участвовал в работе, наша группа быстро ее выполнила». После успешного завершения первого задания Юношеву посчастливилось познакомиться с Королевым. «У Главного была манера лично принимать на работу молодых специалистов, — рассказывает наш герой. — Собеседование продолжалось минуты две, за которые Королев старался раскусить нового человека. Он был необычайно талантливым специалистом. Имел свойство, которому мы все удивлялись: в самые трудные минуты, когда уже не оставалось сил на ликвидацию какого-либо сбоя, всегда находился рядом и помогал. Мы даже не понимали, когда Королев спит — он трудился круглосуточно. Не терпел халатного отношения к работе и очень уважал специалистов, преданных делу». В отличие от многих кандидатов, Сергей пожелал трудиться на производстве, а не в кабинете. Знаменитый тезка напутствовал его одним словом: «Давай!» От мастера производственного цеха Юношев дорос до должности заместителя главного инженера по новой технике.

    «Личной жизни у нас не было, день и ночь крутились на работе, — вспоминает конструктор. — Приходилось и по командировкам ездить, и участвовать в подготовке старта ракет. Если в воскресенье удавалось отдохнуть — это было счастье».

    Юношев много общался с космонавтами. «В 1965 году начал читать им курс по малогабаритным датчиковым системам, — рассказывает он. — Техника постоянно совершенствовалась, поэтому космонавтов приходилось переучивать. В конце обучения принимал зачет. Хорошие отношения сложились с интеллигентным и начитанным Германом Титовым. Самыми жизнерадостными из первой группы были, пожалуй, Юрий Гагарин и Павел Попович. К сожалению, все они уже ушли в мир иной…»

    Затем молодого конструктора пригласили работать в Министерство общего машиностроения. В 1988 году он стал начальником Главного управления по разработке и производству космического приборостроения и специальной медицинской техники. В его подчинении находились около 80 предприятий, в том числе Саранский завод медоборудования. Каждую неделю приходилось ездить в Кремль и отчитываться перед председателем Совета министров Николаем Рыжковым, в оборонном отделе ЦК или президиуме Верховного совета. «Приходилось крутиться. В советские годы был жесткий контроль, постоянно давили сроки и ответственность», — говорит наш собеседник.

    «Не за горами время, когда человечество будет испытывать нехватку энергии и пресной воды, — заявляет Сергей Юношев. — Уже сейчас начинается борьба не на жизнь, а на смерть. Нам необходимо удержать свои позиции, а как это сделать без новой техники? Холодная война с США только набирает обороты. Лунную гонку мы когда-то проиграли… Но если бы не разлад между великими конструкторами Сергеем Королевым и Валентином Глушко, наверняка стали бы первыми. Сейчас большое внимание уделяется марсианской программе. Наверное, вы будете свидетелями, когда нога человека ступит на Красную планету. Вопрос в том, кто на этот раз будет первым. Мы знаем обо всех действиях соперников и стараемся не отставать. Конечно, мы многое потеряли, и в первую очередь главную базу — Байконур. Но, несмотря на экономическую затяжку, стараемся. Целенаправленно работают определенные заводы и конструкторские коллективы».

    По словам Юношева, россий­ская космонавтика сейчас испытывает кадровый голод. «В нашем бюро работают сотрудники в основном старше 50 лет, молодежи мало. Дело в том, что после авиационного института специалист получает всего 11 тысяч рублей. Разве это зарплата? Когда предлагают в три раза больше, никто не раздумывает! Многих специалистов теряем, несмотря на то что сейчас предоставляется жилье. Есть и другая проблема: не хватает квалифицированных рабочих. Раньше в Москве было около 100 технических училищ, а сейчас всего 8. Ощущается острый дефицит слесарей, фрезеровщиков и инструментальщиков! Приходится привозить со всей России и учить. С инженерами тоже не все благополучно. Когда я поступал в институт, был конкурс 16 человек на место, а сейчас всего 2–3. Требования в вузах тоже упали, и, соответственно, снизился уровень подготовки. Но я оптимист и считаю, что совсем скоро родится второй Королев. Иначе быть не может!»

    Личное дело

    Сергей Иванович Юношев родился 31 июля 1936 года в Атяшеве. После школы поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института.

    Награжден четырьмя орденами, Госпремией за создание многоразового космического средства «Буран-Энергия» и медалями Королева, Гагарина, Циолковского, Янгеля за разработку баллистической ракеты СС-19.

    Имеет двоих детей и четырех внуков. Увлекается столярно-строительными работами и классической музыкой. Заслуженный деятель аэрокосмической науки и техники РФ.

    Источник


  • Против течения

  • Говорят дети :)