• Синельников, дао… и Винни-Пух

  • Безымянный 292834

  • Около VI в. до н. э. сложилось учение полулегендарного
    философа Лао Цзы, имя которого буквально означает "старый
    философ". Учение Лао Цзы было изложено с его слов и
    отредактировано после в виде небольшой, но интересной
    философской работы - "Дао-де-цзин" ("Книга о Дао"), пред
    ставляющей собой сборник афоризмов, мудрых, но порой
    странных и загадочных изречений. Центральной идеей философии
    Лао Цзы была идея дао. Слово "дао" на китайском языке
    буквально означает путь; но в этой философской системе оно
    получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное
    содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни,
    метод, принцип. Само понятие "дао" можно толковать и
    материалистически: дао - это природа, объективный мир.
    Философия Лао Цзы пронизана и своеобразной диалектикой.
    "Из бытия и небытия произошло все; из невозможного и
    возможного - исполнение; из длинного и короткого - форма.
    Высокое подчиняет себе низкое; высшие голоса вместе с
    низшими производят гармонию, предшествующее подчиняет себе
    последующее". "Из несовершенного происходит цельное. Из
    кривого - прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого -
    новое". "То, что сжимается, - расширяется; то,что
    ослабевает, - усиливается; то, что уничтожается, -
    восстанавливается". Однако Лао Цзы понимал ее не как борьбу
    противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и
    практические выводы: "когда человек дойдет до неделания, то
    нет того, что бы не было сделано"; "Кто любит народ и
    управляет им, тот должен быть бездеятельным". Из этих мыслей
    видна основная идея философии, или этики, Лао Цзы: это
    принцип неделания, бездействия, квиетизма. Всякое стремление
    что-либо сделать, что-либо изменить в природе или в жизни
    людей осуждается. Злом считает Лао Цзы и всякое знание:
    "Cвятой муж", управляющий страной, старается чтобы мудрые не
    смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются
    бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие".
    "Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет
    болеть". "Кто знает глубину своего просвещения и остается в
    невежестве, тот сделается примером всего мира". "Нет знания;
    вот почему я не знаю ничего". "Когда я ничего не делаю, то
    народ делается лучше; когда я спокоен, то народ делается
    справедливым; когда я не предпринимаю ничего нового, то
    народ обогащается..."
    Власть царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко, но
    понимал ее как чисто патриархальную власть: "Дао велико,
    небо велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак, в
    мире существует четыре величия, одно из которых составляет
    царь". В понимании Лао Цзы царь - это священный и
    бездеятельный вождь. К современной же ему государственной
    власти Лао Цзы относился отрицательно: "Оттого народ
    голодает, что слишком велики и тяжелы государственные
    налоги. Это именно причина бедствий народа".
    Главная добродетель - воздержание. "Для того, чтобы
    служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать
    bngdepf`mhe. Воздержание - это первая ступень добродетели,
    которая и есть начало нравственного совершенства".
    Учение Лао Цзы послужило основой, на которой развилась
    так называемая даосская религия, одна из трех господствующих
    ныне в Китае.


























































  • Синельников, дао… и Винни-Пух

  • Безымянный 292834