• Барон Суббота

  • Какой браузер самый быстрый в работе и самый лучший?

  • Вчера вечером закончился показ нового русского сериала "В круге первом" по одноименному роману и сценарию Александра Солженицына. Сразу же после заключительной серии показали, как теперь принято, и передачу со стандартным названием "Послесловие", в которой участвовали кроме, естесственно, Евгения Миронова - исполнителя главной роли, еще, например, жена писателя Наталья Солженицына, профессор Сергей Капица.

    Говорилось много хороших верных слов - про живого классика, про игру актеров, про то, что просмотр сериала не заменил прочтение книги, как обычно происходит скажем в Америке, а наооборот, - спровоцировал интерес к роману и так далее.

    Я не собираюсь обсуждать здесь достоинства романа и сериала - скажу только, что мне нравится, и тот, и другой. Нравится авторская честность в романе, нравится очевидный литературный талант Александра Исаевича, нравится подбор актеров для фильма, их игра и прочее и прочее.

    Запали в душу слова главного героя Нержина, не раз кстати повторенные во вчерашней передаче, - "Топит не море, а лужа". Это та самая правда, мимо которой уже не пройдешь, раз обратив на нее внимание. Сколько этих историй про героев, которые перед лицом сильного, жестокого, но понятного врага проявляли чудеса стойкости, и совершенно не могли ничего противопоставить наступлению постгероического быта, захлебнулись в мелком дележе дешевых благ. О причинах такого феномена тоже можно рассуждать долго, многие из них лежат на поверхности, и сейчас я не хочу заостряться на этом.

    Нержин понимает им же озвученную истину весьма четко, что во многом является причиной его нового отправления по этапу в конце произведения. Еще более пронзительно этот тезис иллюстрирует своим поведением герой Скляра, отказываясь от скорой свободы и спасения жены.

    Нержин-Солженицын выходит победителем - не дав луже утопить себя, он справился и с морем. Система, которой он противостоял, или может скорее по словам Лукина - "самостоял" (а как противостояние это понимала уже сама Система) умерла, а сам герой жив, знаменит, и мы слышим его голос за кадром экранизированного его произведения. Чувство удовлетворенности, радости за сильное добро, преодолевшее, выстоявшее в длительной, изнуряющей борьбе с много раз уже названным, и изобличенным
    злом, думаю испытывают многие.

    Что же тогда примешивается к этой бочке меда, что не дает наслаждаться заслуженной победой таланта и справедливости. Откуда эта дегтярная капля сожаления примешивается к медовой бочке почивания на лаврах. Вот здесь и появляется все объясняющий другой герой совершенно иного кинофильма и других авторов, но который также убедительно иллюстрирует нам все ту же истину про море и лужу. "Тот самый Мюнхгаузен" в главной роли с Олегом Янковским - удивительным образом оказывается ПРИЧЕМ в данном разговоре.

    Помните, как барон противостоял всему обществу, сам того не желая, а опять таки по Лукину только стремясь к "самостоянию". Как он превратился в садовника Мюллера, и очень хорошо прочувствовав нержинскую мысль про море и лужу, вернулся в бароны. А общество, власть уже превратило его из гонимого в святыню. Оно издало его книгу, поставило памятник. Оказывается, его первая жена (Чурикова неподражаема) на Луну летала вместе с ним.

    "Барон, присоединяйтесь! Присоединяйтесь, барон!" летит со всех сторон Мюнхгаузену. Все к чему он призывал, уже свершилось. И 32 мая вошло в календарь города. И у оленя на голове должно расти именно вишневое дерево. Барон победил. Неверие и мракобесие осталось в прошлом.

    Но барон, барон Мюнхгаузен - это тот самый Мюнхгаузен, что мы видели в начале. И он видит, что окружающие его - все те же самые люди. Те же люди управляют городом, они же устраивают торжества, они теперь радостно приветствуют барона.

    Концовку помнят все. Барон отказывается присоединиться за праздничным столом к властьпридержащим, и пожелав им почаще улыбаться, отправляется на Луну, то есть совершает те же самые вещи, что и раньше.

    Не коим образом не пытаясь поставить в вину что-нибудь "живому классику", я вижу, что Александр Исаевич легко присоединился к новому празднику. И все эти умные и хорошие люди, которые делали это кино (а кино получилось!), сидят рядом с ним и чествуют победу вместе с теми же людьми, от которых "Самостоял" тот самый Нержин.

    Тот Самый Нержин? Тот Самый Солженицын? "Присоединяйтесь, барон!"
    Топит не море, а лужа!!!!!




  • Барон Суббота

  • Какой браузер самый быстрый в работе и самый лучший?