• Самая полная коллекция исторической статистики России-СССР.

  • Кое что о демографии…

  • Понятно, что про Ту-154 все всё сказали-написали, но вчера наткнулся на очень красивое видео. Пробирает (по крайней мере меня, я авиацией всё же слегка болею). Один из лучших лайнеров, экспонат для музея. Отвезли бы в Монино, что ли. Убивал его, что характерно, Катерпиллер.

    На очереди, как говорят, ракета.

    з.ы. Остапа понесло. Запостил, посмотрел ещё раз и сам расстроился) Пусть тут конечно читают полтора человека, но нужно наверное добавить следующее.
    Вообще, в авиа- и прочем строении может быть 2 основных принципа. Ну вернее даже так: когда люди что-то делают (строят, ваяют, музицируют) ими движет целью не то, что они хотят сделать-написать-построить, а нечто, что будет потом - зрители будут в восторге, поклонницы будут исторгать кипяток, получить убедительную сумму, папа похвалит - неважно.
    Это всем вроде понятно, но не всегда об этом помнят.
    Так вот. Если память ничего не путает, Ту-154 стал первым в СССР исключительно гражданским лайнером. Т.е. до этого времени пассажирские самолеты были модификациями бомбардировщиков - просто полезная нагрузка разная. И мощнейшее КБ Туполева (тогда уже кажется под руководством Туполева-младшего) направило свои усилия на создание всего-навсего пассажирского самолета. Всего-навсего - потому что ему не требуется всесторонняя защита, дозаправка в воздухе, бортовой радар и прочие прелести. И сделало его на совесть. Почему.
    Корпорация Boeing всегда работала по рыночным законам. Т.е. выпуск максимально большой серии - в целях наибольшей прибыли. Всё, опять же, банально. Но.
    Понятно, что на репутацию товара-лайнера влияет количество аварий. Их есть некий процент. Чтобы его снизить, можно ограничить человеческий фактор - Boeing 737 (да, тот который упал в Перми) максимально автоматизирован. Но - как говорят люди со стажем - там подвела именно автоматика. А в случае её отказа экипаж практически бессилен. Остаётся упасть там, где не будет лишних жертв.
    Понятно, что СССР был системой огромной, инертной и беспощадной (как любая другая система - левиафан Гоббса). Но человеки-конструкторы были озабочены не тем, как бы продать побольше белых сосисок. Свой опыт они направили на создание оптимального, готового ко всему планера. Планер, если вкратце - весь самолет кроме двигателя. Т.е. чтобы в случае отказа чего угодно - его можно было посадить. Ради людей и для людей. Фактически, все аварии Ту-154 произошли из-за человеческого фактора. Однажды его даже сбили ракетой - тут конструкторов не обвинишь. Бывали случаи отказа двигателей. К сожалению, что СССР научился делать плохо (скажем, хуже чем западный сосед) - это двигатели. Так вот -
    Ту-154 лучше Боинга 737. Это достижение, которое хотели выставить и выставили. Возможно, это лучший в мире среднемагистральный самолёт. На ВВЦ стоял образец с серийным номером 5 - особенный, собранный перед массовой серией. В Германии другая великая машина - Ту-144 - стоит на гигантском постаменте.
    Когда американский примитивный грёбаный трактор Caterpillar раздирает прекрасную машину на куски - это почти финал. Самый финал - если раскрошат королёвскую ракету.

    Сорри за много текста без ката.










  • Самая полная коллекция исторической статистики России-СССР.

  • Кое что о демографии…