• Малоярославское сражение

  • Ялта (Часть II). Алупка

  • Просматривая "Историю американского кино с Мартином Скорсезе", запомнился мне эпизод из фильма Sweet Smell of Success, где Джей Джей Хансакер разделывает под орех своего знакомого политика, причем тот ему еще и благодарен за это остается. Название фильма отложилось, но до просмотра руки дошли гораздо позже. О чем я думал? Такой бриллиант дожидался...

    По факту, фильм британского режиссера Александра Маккендрика пришелся на конец эпохи нуара, если же сравнивать его с чем то современным, то точнее всего его можно назвать зеркальным отражением фильмов вроде Майкла Клейтона и Своего Человека. Темы морального выбора и баланса между возможностями и совестью те же, но герои Сладкого Запаха Успеха идут прямо противоположно - вполне ожидаемо, исходя из названия картины.



    Написали ее Эрнест Леман, сценарист с кучей громких и отлично прописанных картин, у меня в первую очередь ассоциирующийся с потрясающими диалогами хичевского "На Север через Северо-Запад", и Клиффорд Одетс, перелопативший всю структуру основы Лемана. Одетс к слову, к статусу театрального драматурга так и не смог добавить славы киносценариста и больших проектов за своим именем не имел, зато именно его братья Коэны и держали за основу Бартона Финка. Циничные персонажи, динамика отношений между ними, великолепные диалоги и густейшая атмосфера нью-йоркского мира колумнистов передана этими двумя достойными джентльменами на славу.

    Но самое главное, что сразило в картине - КАК это чудо снято. Каждое движение камеры выверено; все уличные сцены снимались не в павильоне, а в настоящем Манхэттэне, с Тони Кертисом на фоне "утюга" на Бродвее и Бертом Ланкастером, расхаживающим на настоящих улицах. Благодаря этому оператор Джеймс Вонг Хауи создал уникальный черно-белый слепок Манхэттэна 50-ых. Практически без полутонов серого, город выглядит восхитительно.

    После достижений Хауи съемочной команде можно было бы закругляться, а актерам не утруждать себя и просто не мешать камере, но не могу не отметить Тони Кертиса в скользкой роли, единственный раз на моей памяти, когда он целиком реализовал свои возможности, и магнетичного, не от мира сего Джей Джея Хансакера. Его сыграл Ланкастер - формально это роль второго плана, но он каждую сцену с собой пригвоздил с убедительностью Хопкинса в Молчании Ягнят.

    Добавляем чудный джазовый саундтрек Элмера Бернштайна и рецепт близкого к совершенству нуара готов. Во время выхода фильм успехом не пользовался, и со временем известностью не оброс. Но ни на йоту его это хуже не делает. Редко натыкаюсь на такие случаи полного попадания фильма, но тем они и радостнее.




  • Малоярославское сражение

  • Ялта (Часть II). Алупка