Соц сети



  • Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • По первому каналу недавно показали передачу со странным названием "Баба-йога", а речь в ней шла о динамической гимнастике. Мы занимались ДГ с Радой с рождения, так что тема знакома не понаслышке.
    Критики требуют научного обоснования...хотя выглядит это скорее, как изливание яда. Неприятно.
    Решила высказать свое
    Почему я считаю ДГ полезной и нужной? В первую очередь потому, что вижу результат на своем собственном ребенке. Главная цель периода от 0 до года - овладеть своим телом - и с этим у нашей Рады нет никаких проблем. Проблемы есть скорее у окружающих, когда они видят как годовалый ребенок залезает на горку, ходит по лестнице и тд.
    Так случилось, что в последнее время я активно читаю литературу по сенсорной интеграции и в связи с дискуссией по поводу ДГ, переосмыслила некоторые вещи.
    В первую очередь, хочется спросить, кто что-нибудь слышал о сенсорной интеграции? Таких, скорее всего, будет меньшинство. К сожалению, в России практически нет специалистов по этому направлению.
     Но тем не менее, такая вещь в нашем организме как сенсорная интеграция существует и существуют нарушения сенсорной интеграции, которые ведут за собо многие проблемы в обучении, в школе в частности, в поведении, и иногда даже в случае тяжелых нарушений похожи на умственную отсталость - которую, как вы знаете вылечить нельзя. А вот скоррегировать нарушения сенсорной интеграции можно, если заниматься этим вовремя и с хорошим специалистом.
    Теперь уточним терминологию.
    Сенсорная интеграция:
    - является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге ( мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании)
    - организует информацию, полученную с помощью органов чувст (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве)
    -  наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум)
    - позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (и это называется адаптивный ответ)
    -формирует базу для теоретического обучения и социального поведения

    Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг ребенка ощущает движения материнского тела. Младенец научится ползать и вставать, только если в его мозгу будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция, что и происходит в первый год жизни.

    Некоторые  ранние симптомы  нарушения сенсорной интеграции             

    Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интегра­ции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или сто­ять позднее своих сверстников. Возможно, потом им труд­нее будет учиться завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде. Бывает и так, что младенцы со слабой сенсорной интеграцией развиваются соответственно возрасту, а с проблемами сталкиваются лишь спустя какое-то время. Они могут неловко двигать­ся, запинаться во время бега, быть неуклюжими и часто падать или спотыкаться. Но неуклюжесть не всегда вы­звана слабой сенсорной интеграцией: причина может крыться и в плохой работе двигательных нервов или мышц. У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии со­брать из кусочков цельную картину.

    В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сен­сорной интеграции бывают плохо развиты игровые на­выки. Ребенок не может интегрировать информацию,
    идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоя­нии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает дей­ствий других детей. Не соблазняется играми, популярны­ми у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипу­ляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает по­вреждения.
    Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок               не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, ак­куратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и не­понятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому,              что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.

    Одна из распространенных проблем - задержка рече­вого развития - может уже в раннем возрасте сигнализи­ровать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят ска­зать, однако не справляются с артикуляцией.

     

    У некоторых детей отсутствует организация тактильных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться,   когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать  всяких контактов, держась в стороне от люде       Освоение чтения, письма или математики  -      исключительно сложные процессы, возможны лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции.
    Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной  гиперактивности. В школе ребенку приходится выполнять множество разных мелких заданий. Без хорошей сенсорной интеграции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое, распознавать красный сигнал светофора по дороге в школу и т. д. Ребенку, возможно, придется участвовать в спортивных состязаниях наравне со сверстниками, обладающими более развитыми сенсо-моторными навыками. Или оставаться собранным, находясь в группе детей, хотя он едва может сосредоточиться  даже будучи наедине с учителем.
    Иногда ребенка могут раздражать свет или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице  ребенка выражение возмущения.              

    Бывает, что в домашней обстановке ребенок все делает  хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что проблема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему  трудно. Составители образовательных программ часто  называют чтение, письмо и математику «базовыми предметами», хотя освоение каждого из них - исключительно сложное дело.                 

    Как происходит развитие?

    Младенец видит, слышит и ощущает свое тело, однако правильно организовать эти ощущения не в состоянии, поэтому большинство из них не несет для него большого
    смысла. Он не может определить, далеко ли находится  предмет или что означают звуки; трогая предмет, не чувствует его форму, не знает, где находится его тело по отношению ко всему остальному. По мере того как младенец начинает испытывать ощущения, его мозг учится их упорядочивать, понимать, концентрировать внимание на конкретных ощущениях и игнорировать остальные.

     

    (из книги Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция)

    То есть ему нужно МНОГООБРАЗИЕ ОЩУЩЕНИЙ, в том числе и проприорецептивных, те приходящих от мышц, связок, сухожилий.
    Терапевты, которые занимаются сенсорной интеграцией, пишут о том, что часто можно увидеть, на каком этапе развития ребенок остановился. Например, он не ползал - ему не давали ползать(это я фантазирую) - тогда в 9 лет на занятиях по сенсорной интеграции он вдруг начинает ползать как 6-7-8 месячный малыш и неделя за неделей он проживает все то, чего был лишен. Как вам это?
    На таких занятиях терапевт старается напитать вестибулярный аппарат ребенка, используя батут, гамак и другие снаряды.
    Так зачем лишать малыша возможности быть здоровым, полноценным и радостным с самого начала?
    Нельзя конечно, утверждать, что нарушения сенсорной интеграции всегда связаны с воспитанием и поведением родителей по отношению к ребенку. Бывают и генетические корни. Однако, мы все понимаем, что фраза - "то, какой ребенок в 3 года, это заслуга ребенка!" - полный бред. В первую очередь, это заслуга родителей. Насколько они помогали ему развиваться, а не мешали.

    Вывод:
    На мой взгляд динамическая гимнастика способствует развитию вестибулярного аппарата, проприорецепции, а значит и становлению перцептивного образа тела, координации, развитию равновесия, нормальному мышечному тонусу, наконец - уверенности в себе и в результате счастливому, здоровому детству (и не только).

    Когда мы начали делать динамичку с дочкой, больше всего страдали о том, что с нами никто так не занимался, поэтому уже потом, в старшем возрасте нам приходилось работать над собой, где-то переламывать себя и идти к этой двигательной уверенности, которая так нужна для психологического и физического комфорта.

    PS  Эта статья не претендует на полноту содержания и описания всех проблем, связанных с нарушениями сенсорной интеграции и тд. Она содержит скорее авторский взгляд на проблему и призвана заинтересовать читателей в изучении данной темы самостоятельно.






























  • Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06