• Безымянный 222304

  • My Top 100

  • Искал теорию по рабочим вопросам. Нашёл близкий по теме текст и совершенно неожиданно для себя обнаружил там ответы на зависшие вопросы. Понятно, что я не знаю, кем на самом деле является автор - Дубов Сергей Игоревич. Но построение работы и ссылки на работы известных психологов вызывают доверие и побуждают покопаться в вопросе глубже. Или, как минимум, поразмышлять.

    Цитирую то, что меня заинтересовало.
    ==================================================
    Однако, на наш взгляд, кроме обозначенного, - негативного реагирования, встречается и иной способ реакции субъекта на - сверхэкстремальные условия. Это - качественное преодоление негативного психического состояния за счет волевого или спонтанного "выхода" за пределы Эго, что является показателем прогрессивного развития субъекта, его актуализации. Механизмы этого явления очень сложны, но некоторые моменты подробно описаны современными трансперсональными психологами (А.Маслоу, Р.Ассаджиоли, С.Гроф и др.). Базой процесса является основная способность психики человека - "оборачиваться на себя" - интроспекция. Одним из изученных моментов можно назвать перефокусировку внимания со стрессоров на абстрактную цель, которая психоэнергетически подпитывает. Так, исследования отечественных психологов показали, что деятельность верующих руководителей высшей группы государственных служащих (уровень министров и их замов), действующих в экстремальных управленческих ситуациях, значительно эффективней, чем у неверующих (по двум показателям: длительность работы на одном месте и конфликтность). В данном случае, абстрактная цель (религиозная) помогала в поисках ответов на смысложизненные вопросы в ситуациях выбора.

    ...

    Авторы статьи попытались проранжировать философские категории трех типов взаимодействий по степени важности, приняв за основной - эсхатологический подход.

    Как известно, одним из первых описал т.н. "предельные переживания" американский психолог А.Маслоу (1908-1970) в 60-х годах прошлого столетия. Он опроверг традиционное психиатрическое мировоззрение, приравнивающее подобные состояния к психозам. Мистический опыт, согласно А.Маслоу, не следует считать патологическим; скорее он сверхнормальный, поскольку ведет к самоактуализации и происходит у нормальных во всем остальном и вполне адаптированных индивидов.

    Оказалось, что на многих эти переживания оказывали благотворное воздействие, впоследствии чего люди высказывали тенденцию к "самореализации" и "самоактуализации". В связи с этими исследованиями, Маслоу проанализировал человеческие потребности и пересмотрел значение инстинктов: высшие потребности (метаценности) и стремление к ним свойственны природе человека. "По мере преодоления опыта смерти Эго и выхода в трансперсональные сферы, за экраном негативности открываются внутренние источники духовности и космических чувств. Люди получают доступ к новой системе ценностей и мотиваций, которая не зависит от базовых инстинктов и отвечает критериям метаценностей и метамотиваций".

    Маслоу предложил классификацию самоактуализированных людей на основе анализа биографий известных людей. Он выделил особый тип - "трансценденты", которых не более 1% людей на земле.

    Они, часто переживающие мистический опыт, мир воспринимают под углом зрения к вечности. Маслоу описал психологические качества восприятия и поведения этих лиц.

    Чем ниже уровень абстракции, тем однозначнее любое из понятий. Чем более высок уровень абстрактности принципов и ценностей участников совместной деятельности, тем неоднозначнее их понимание мотивов и поступков друг друга (свобода, милосердие и т.д.), что может вызвать и конфликт. Поэтому для возникновения синергичных отношений необходимо еще и одинаковое понимание этих понятий. Становится очевидным, что один из путей достижения синергии через партнерство - совместное проговаривание того, кто как понимает и воспринимает эти принципы. Альтернативным путем видится ситуация, когда эти понятия донесены "третьим лицом" или исторически сложившимся пониманием (религиозные воззрения). Общеизвестно, что одна из социальных функций религий состоит именно в регулировании и организации отношений благодаря унаследованию идеалов, ценностных моделей и принципов (например, религиозная община представляет модель синергичных отношений).

    Авторы статьи пришли к заключению, что целями в синергичных отношениях могут быть эсхатологические вопросы (эсхатология (греч.еschatos - последний). Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание смертности, способны вызвать в человеке ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени и бережное отношение к ближнему.

    Понятие синергии, на наш взгляд, - акмеологическое понятие, основные структурообразующие признаки его могут быть описаны философией (антропологией).
    ==================================================

    Выделение жирным шрифтом - от меня.

    Источник





  • Безымянный 222304

  • My Top 100