• Амстердам - Москва - Крокус Сити Холл - и……..

  • Москвина

  • Скажу сразу, я не пытаюсь переоценить наследие этих людей. Они конечно же достояние культуры великой страны и их вклад в мировозрение нескольких поколений людей этой страны слишком велик, чтобы сметь уничижительно говорить о них!
    Я и не собирался подвергать сомнению что-то из сделаного Бернесом и Шульженко. Они вообще приведены как пример артистов той эпохи мною...
    В предыдущем посте я привёл их в пример. Смысл обращения к этим Именам заключался в том, чтобы самому себе оппонировать в размышлениях о разнице артиста и музыканта. "Пробежавшись" по их именам я не внёс полной ясности в то, что, на мой взгляд, их отличает (если отличает) от современной эстрады?!
    Я не поленился и скачал с сайтов, посвящённых этим людям, их музыку.
    К Бернесу вопросов не осталось, он, всё-таки, скорее был человеком, которого в современном определении можно было бы назвать продюсером. Это связано с тем, как он работал с песней, практически соавторствуя при написании и участвуя во всём процессе её записи! Мне нравится что и как исполнялось этим большим артистом!
    Я не хочу описывать свои ощущения. Мне важна здесь корреляция, насколько наследован его подход моими современниками?! Я пришёл к выводу, что наследован, но не системно, нет эффекта "школы" и результат напрямую зависит от таланта артиста, которого можно как-то сравнивать с Бернесом! Приходит в голову Пугачёва... Может ещё несколько имён, типа Леонтьева и Миансаровой. Список не велик, так как я не знаю достаточно хорошо, что содержится в творческом багаже многих других. Пугачёва и Леонтьев при чём очнь хорошие музыканты, особенно А.Б. Потому выглядит так ярко, что они сделали, в свою очередь...
    Как я писал выше, мне интересны не охват или глубина анализа созданного эстрадными артистами прошлого, а прослеживание традиции и её модификации, связанные с модой, новыми возможностями и взаимовлиянием жанров!
    Ремарка. Представьте себе первую половину 20-го века! Революции, войны, смена укладов экономики!! Ужасный фон для жизни! Ведь, даже т.н. Советский Союз, образованный, кстати, только в 1924 году, в своей истории и укладе экономики, философии управления страной руководителями за этот период тоже не выглядит монолитом!!
    1914-1924 гг. Это война. Поражения на фронтах, отречение Царя, мятежи революционеров, смерть идеолога большевиков Ленина, военный коммунизм... Рождённый в 1911 г. Бернес рос в оооочень неприятное время, тем более на Украине, где разброд и шатание имели максимальный размах!!!! Думаю, как молодой человек и еврей он воспринял идеи большевизма весьма органично. Потому и стал почти сразу певцом революционного "вектора", тех ярых ортодоксальных воззрений выраженных во фразе "кто не с нами, тот против нас!" Органика очень важна в искусстве! Вера в существо того, что ты делаешь очень способствует, образно говоря, "резонансному эффекту" в публике, особенно сочуствующей тебе в содержательной части, например, песни! Именно такой публикой было в те годы молодое поколение советских людей...
    Мне эта пора ни в творчестве Бернеса, ни, тем более, Шульженко (скажу больше, меня раздражают песни 30-х годов, которые он исполняла) не нравится. Но я понимаю, что оно органично тому переломному периоду, когда живое ещё поколение проживших большую часть жизни при Царе-батюшке негласно сопротивлялось новой "культуре". Органично, в первую очередь, молодому поколению, активному потребителю идеологических новаций и вообще всего радикального!
    Любопытно, что оба артиста жили в Харькове! Думаю, совпадение! Хотя, Харьков, будучи большим городом, промышленным и научным центром имел возможность "содержать" искусство. Именно за счёт потребления его развитым населением города. Известно, что вместе с кругозором, возникающим у образованного человека, и финансовыми возможностями представители технической интеллигенции потребность в удовлетворении "исканий вкуса" возрастает порядками!!
    Расцвет этих людей как артистов совпал с кристализацией в обществе новой идеологии (во многом, за счёт репрессий и уничтожения носителей старой).
    Ожидания народом рецептов как жить, эти рецепты в очень привлекательной форме и даёт эстрадная машина СССР, и планомерное шаблонирование, выработка симпатичной модели Песни и создали этот монолит. Особенно поспособствовала этому Великая Отечественная война, когда так глубоко было отчаяние людей, горе потерь и надежда нужна была как никогда.
    Я понимаю, что тон моего поста немного циничен по выражению, но я носитель уважения к своему народу, пережившему такие потрясения в 20-м веке! Главное, что мною руководит при именной такой форме выражения мыслей это то, что Историю в её исполнительной части делают конкретные люди. Именно они вырабатывали для советского народа геометрию песни, те границы выражения собственного "я", которые допустимы в части искренности и тематике этого выражения личности!
    Получается так у меня, что к 60-м годам, когда уставшая от страха власть СССР обрела этот шаблон (или набор шаблонов), сама погоня за обладанием внимания народа забрала массу энергии у власти, всем захотелось покоя и мира, простого обывательского мира!
    А покой это в том числе и развлечение, песни о весьма простых людских огорчениях и радостях. Их и стала производить эстрадная машина СССР, распевая "ла-ла-ла-ла-ла!!!" Бабаджаняна!!!
    Думаете я против этого, нет!!! Я пытаюсь (себе, в первую очередь) объяснить, как всё получилось так, что современную эстраду невозможно воспринимать уже мне, ещё не старому человеку!!!!
    Когда удивительный такт и чувство меры Бернеса был утерян?! Почему кривая нравственности и искренности идёт давно уже на снижение на эстраде и снижается она уже в "синей" области графика, ниже "нуля"... Почему традиция не передана, а лучшее не сохранено?!
    Получается так, что "тренд" к развлечению 60-х годов оказался весьма устойчивым и волотильность эстрады приобрела характер полной девальвации стоимости здравого смысла и вкуса!!!!

    Памяти Бернеса и Шульженко посвящается!




















  • Амстердам - Москва - Крокус Сити Холл - и……..

  • Москвина