• продолжение :9й,10й,11й и 12 часы

  • Безымянный 275291

  • Некоторое время назад состоялся замечательный диалог на страницах ЖЖ с моей питерской подружкой Олечкой. Перечитав его, решила выставить. Для памяти. Красиво и местами точно..

    ..Можно любить свой народ, изучать традиции и фольклор, беречь свою веру. Но спасать народ и бороться за национальную самобытность, за сохранность традиции - никогда ничем хорошим не заканчивается. Здесь допускаю, что в древности национальная идея была важнее жизни конкретных людей ("Вересковый мед"). В какой-то момент существования цивилизации каждому народу приходится выбирать между общечеловеческими и национальными ценностями, и он выбирает безмолвно, на уровне действий. "Борьба за народное самосознание" после этого выглядит смешно и разрушительно. Зато и убить почему-либо актуальную традицию или живучую нацию невозможно, многие тираны тщательно, но тщетно пытались.
    Никто не запретит любоваться гармонией традиционной семьи, верить в будущее патриархальных браков (я, например, верю) и даже возрождать традиции домостроя. Хорошо бы еще помогать выживать многодетным семьям (вот , к слову, ссылочка, а подробнее об этом позже kuraev.ru/index.php), хотя бы единоверцам. Но люди живут вместе все-таки для радости, а не "для совести", значит заставить всех жить именно так - не получится, как ни жаль.
    В общем, с традициями надо как-то уважительнее, что ли... От борьбы за них они сами здорово страдают и теряют обаяние и само значение.

    -Как хорошо и глубоко ты пишешь, Олечка!Вероятно, наши традиции коренятся на каких-то извечных и непреходящих внутренних личностных ценностях, даже не осознаваемых по большей части.Семья - преодоление онтологического одиночества человека, обреченного на поиски совершенства и идеала в этом бренном и падшем мире.Дети наши - земное воплощение тоски и томления по Вечности и Раю.Не признавая своей грешности и расщепленности, мы обрекаем себя на слепое вовлечение в иллюзии этого мира.Наверное, традиции являют собой земное и понятное всем стремление к сохранению основ бытия, часто,на первый взгляд, консервативного, но в приближение своем - бледного и невнятного слепка Горнего мира.

    Ответ был таким:
    Люда, дорогая, спасибо тебе за добрые слова. А еще за то, что по-прежнему ждешь нас в Москве. Сподобимся ли - не знаю, очень много сейчас сложностей. Но это так прекрасно и тепло: знать, что тебя ждут! :)

    А подметила ты удивительно верную вещь, серьезную неточность, и это многое меняет. Действительно, язык, народ, семья - это не традиции. Традиции - то, что принято в социуме - песни-пляски-этикет. А спотыкаемся мы на чем-то более глубинном, внутренне-ценностном. Безусловно, это отражение "Горнего", то есть не сотворенного человеком мира. Это то, что было когда-то дано.
    Только я все больше понимаю, что эти любимые и доргие каждому из нас ценности даны именно биологической природе человека, а не духовной-нравственной. Все они присутствуют и в животном мире, и в нем так же дороги и необходимы. Для признания необходимости семьи, своей нац. принадлежности, знания языка не нужна ни нравственность, ни любовь, нужно что-то другое - душевные силы, позитивизм, наверное.
    И первый источник, в котором все эти ценнности ставятся не на первое место, признаются ценностями не-духовными, не-священными, - это, как ни думай, Евангелие. Это не значит, что они не нужны и не дороги - так же дорого физическое здоровье, таланты и способности. Но качества, достоинства любого человека, его возможность выйти за рамки самого себя - все это может лежать совершенно в другой области, хотя может воплощаться, в том числе, и в семье, любви к народу и слову...







  • продолжение :9й,10й,11й и 12 часы

  • Безымянный 275291