• Вопрос в нутри

  • Сознание. Культура. Творчество. Часть 3

  • По мнению американского социолога и этнографа М. Мид существует три типа культуры:префигуративный,кофигуративный и постфигуративный.Для первого характерна ориентация младших поколений на старшие,которые являются для них непререкаемым авторитетом.Их образ жизни  и тип поведения воспринимается как единственно правильный.При кофигуративной культуре представители молодого поколения,как правило, сами задают друг другу модель поведения,они живут одним днем,их не интересует прошлое,будущее видится в общем виде.Последний же тип,постфигуративный,в противовес префигуративному характеризуется ориентацией старших поколений на младшие.Т.е. в такой культуре молодежь становится авторитетом и влияет на старших так,что те отказываются от своих прежних ценностей и идеалов.Чаще всего человек в этой культуре духовно обеднен,часты случаи жестокости как по отношению к другим,так и по отношению к себе.Прошлое в этом случае отрицается,настоящее обесценивается,а на первый план выдвигается будущее.Так характеризует эти типы культур выше указанная М. Мид.
    Если первый тип культуры существовал в прошлых веках и возникает и по сей день,второй занимает сегодня значимую позицию среди молодежи,то каково место постфигуратитвной культуры в нынешнем обществе?На самом деле вопрос достаточно сложный и,следовательно,мнений по нему может возникнуть сколько угодно.С одной стороны,неуважение и даже жестокое обращение молодых людей по отношению к старшим и в особенности к пожилым людям сейчас далеко не редкость.С другой,все-таки существует какая-то забота о старшем поколении.Абсолютно не все наше поколение относится к нему отрицательно.И многие,как ни странно,часто обращаются к нему за советом и помощью.Вот и думай,на сколько же такой тип культуры распространен сегодня в обществе.
    Возникает еще один вопрос.А к каким результатам приведет постфигуративная культура?Я считаю,что если рассматривать ее в чистом виде,то последствия ее будут отрицательны.Конечно,ориентация человека на будущее-это хорошо.Но как можно созидать что-то новое,если у этого нового нет опоры на старое?Как,например,можно создать новую систему образования,не учитывая трудов предыдущих поколений?У всего есть своя основа.Я считаю,что все новое так или иначе рождается из старого.Принимая во внимание то,что для постфигуративной культуры характерно духовное обеднение человека и отсутствие у него рефлексии(Т.е. самопознания собственных психических актов,иначе говоря,размышления над собственными мыслями и действиями),мне кажется,что положительных результатов в таком обществе никогда не будет.Во-первых,как человек сможет создать какой-то значимый для всего общества в целом продукт(будь то новый механизм для работы домашних приборов или же новая система образования),если у него утрачена способность к правильному осмыслению своих действий.Ведь,делая каждый шаг в своей работе,человек должен задумываться а в правильном ли направлении он вообще движется.Во-вторых,отсутствие духовных принципов и ценностей еще никогда не приводило к хорошему.
    Другое дело,когда все три указанных выше типа сосуществуют в обществе параллельно.





  • Вопрос в нутри

  • Сознание. Культура. Творчество. Часть 3