• Безымянный 155735

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”

  • 2008 год
    режиссер Клинт Иствуд
    в ролях Анджелина Джоли, Джеффри Донован, Джон Малкович

           2008 год. Джордж Буш уходит в отставку, я поступаю в РГГУ, а Анджелина Джоли снимается в "серьезных" фильмах. Мир меняется к лучшему.

           Фильм основан на реальных событиях. Время действия - с 1928 по 1935 годы. Мать-одиночка Кристин Коллинз однажды возвращается с работы и обнаруживает, что ее единственный сын Уолтер пропал. Она обращается в полицию и через полгода ей вручают "найденного" мальчика, но... он оказывается чужим ребенком. Коррумпированные "копы" Лос-Анжелеса не хотят заниматься утомительным случаем, предпочитая просто всучить миссис Коллинз непонятно откуда взявшегося мальчугана. А когда она пытается протестовать, ее просто-напросто отправляют в психбольницу (по тогдашним законам правоохранительные органы имели право на подобную меру).
            В итоге женщина добивается своего. Полиция вынуждена признать свою ошибку. Проходит заседание суда, главных "злодеев" отстраняют от должности. Находится преступник, который заманил и погубил множество детей, в том числе и Уолтера; его также судят. Однако, несмотря на окончательное, казалось бы, решение дела, мать никогда не потеряла надежду найти своего ребенка...
            Эта картина - поразительная, по крайней мере для меня. В первую очередь потому, что я совершенно не ожидала такой выдающейся игры от Джоли. Ее имя и знаменитые губы на обложке диска заранее вызывали скептический настрой и, как оказалось, напрасно. Конечно, идеальный макияж и прекрасно подобранные наряды несчастной матери вызывают небольшое недоумение, но собственно Джоли играет великолепно. Наверняка здесь сказывается богатый опыт материнства, который актриса в последнее время приобретает прямо-таки стахановскими темпами...
            Что же касается любимого мной Малковича, то в "Подмене" его персонаж, как это ни странно звучит, совершенно теряется на фоне главной героини. Роль борющегося за правду и справедливость пастора выглядит плоско и больше походит на воплощенную функцию "волшебного помощника", нежели на реальную личность. Разумеется, здесь нет вины актера. Все, как и всегда, зависит от главного лица...
            Что интересно, в этом фильме совершенно четко прослеживается традиционный парадокс голливудского кино, а именно сочетание грубости одних линий и тонкость других. Фильм настолько долго и подробно разоблачает кошмарную полицию, что возникает вопрос, как при таком ее устройстве США вообще еще существует. Наткнувшись на столь явное противоречие, некоторые зрители, вроде меня, неизбежно находят острое желание опровергнуть тщательно выстраиваемый Иствудом образ. И это, несомненно, вредит не только его замыслу, но и цельности восприятия картины. Ведь в идеале (для такого рода фильмов совершенно обязательно) режиссер и зритель должны быть "заодно", их мнения должны совпадать... Здесь этого не происходит.
            С другой стороны, Иствуд, который, как известно, является сторонником смертной казни, очень изящно убеждает нас в правильности своей позиции через историю с маньяком. Неужели в кинотеатре найдется хоть один человек, который к середине ленты не будет готов собственными руками задушить подобного ублюдка? Но вот убийцу ведут на заслуженный эшафот, мы наслаждаемся его страхом и отчаянием, ему надевают веревку на шею, потом он дергается несколько секунд и навсегда замирает... Б-же, как же это было прекрасно. Прекрасно сделано.
            Что же все-таки в "Подмене" было самым необычным? Разумеется, чудесный финал. В самом конце, когда появилась надежда, что Уолтер все-таки окажется жив, я была готова в досаде выключить компьютер до того, как с экрана польются американские сопли. Но мне не пришлось этого делать, ибо "чуда" не случилось. Фильм оказался куда более глубоким, ибо он рассказывал не об интересной истории пропажи мальчика, а о бесконечной, незатухающей и светлой материнской Любви, которая никогда не даст умереть Надежде...










  • Безымянный 155735

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”