• Биохимия крови. Американские нормативы.

  • MARKETOLOG

  • Отрывок из статьи Алексея Битнера.   http://ispoetov.livejournal.com/

    Главная мысль о школе, даже не мысль – крик: что же мы делаем?! Работая что учителем, что директором школы, я непрерывно ощущал себя участником грандиозной туфты. Известный советский принцип: мы делаем вид, что работаем, государство делает вид, что платит нам зарплату, адекватно описывает современную школу, причём это касается и отношений «работник-работодатель», и отношений «ученик – учитель». Туфта столь привычна, что кажется неизбежной.

     

    Современную российскую школу можно описать как систему, в которой блокирована естественная, нормальная обратная связь. Поскольку система живая (люди – не роботы), обратная связь пробивает себе дорогу замысловатыми путями и реализуется в разного рода уродствах.

    В социальных системах с нормальной обратной связью цель, результат и способы деятельности связаны так, что результат, не соответствующий цели, приводит к коррекции либо цели, либо способов деятельности, либо и того, и другого. В системах, где такая обратная связь блокирована, возникает система подмен (попросту, говоря, систематический обман и самообман). Именно это и происходит в школе: цели формулируются нечётко и двусмысленно, оценка результатов доверена тем, кто сам заинтересован в этих результатах. Итог: возникла система, симулирующая предписанную ей деятельность. Одним из следствий симуляции является рост затрат, о чём нужно сказать особо.

    Затраты никоим образом нельзя свести к прямым финансовым затратам. Нужно вести речь о том, чем жертвуют участники образовательного процесса в результате симуляции. Симуляция требует системности, всеобщности: участь одинокого симулянта незавидна, а вот сообщество симулянтов может долгое время морочить голову себе и окружающим, важно только найти источник плохо контролируемых ресурсов. Такой ресурс найден – это время. Прежде всего – личное время школьников. Именно затраты этого времени готовы оплачивать налогоплательщики. Сложилась традиция НЕ СТРЕМИТЬСЯ к уменьшению временных затрат учащихся. Вот он – идеальный ресурс для симулятивной системы.

    Участники образовательного процесса (и школьники, и учителя) тратят на достижение фиктивного результата не просто много времени. В существующей системе координат становится вообще невозможно оценить затраты времени. Из-за симуляции сам расход времени становится результатом, и участники процесса становятся заинтересованы в увеличении временных затрат. «Учебные часы» становятся ценностью сами по себе. Всё планирование учебного процесса осуществляется в «часах», между учителями, школами и органами управления идёт настоящая борьба за «часы». Одно это уничтожает саму возможность эффективной деятельности.

    Ужас ситуации не только в том, что время – невосполнимый ресурс. Невозможность распорядиться своим временем оказывает решающее воздействие на ТИП ЛИЧНОСТИ, который становится господствующим в школе (а затем и за её пределами, поскольку именно школа – всеобщий механизм социализации). Этот тип личности и есть главный результат образовательного процесса. Ведущая черта такого типа личности – иждивенчество, которое формируется как реакция на лишение свободы распоряжаться своим временем. Типичная реакция именно такова потому, что насилие совершается над человеком в таком возрасте, когда он продуктивно сопротивляться ещё не может. Ребёнок оказывается в ситуации практически безальтернативной: семья и школа дуют в одну дуду. Ответ ребёнка прост и естествен: вы за меня всё решили, вы распорядились моим временем, определили, когда именно я должен проявлять любопытство по математике, а когда – по естествознанию? Отлично! Я буду тратить время, как вы скажете, стараясь занять его приятными мне вещами. Ребёнок включается в симуляцию и она становится содержанием его жизни на 10 лет минимум! За это время у взрослеющего человека формируется привычка тратить время на деятельность, в которой он не видит смысла, если значимые окружающие одобряют такое времяпрепровождение. Формируется модель труда вообще. Эта модель всем нам хорошо известна: идеальной считается работа, в которой можно использовать рабочее время по своему усмотрению. В целом формируется патерналистская система отношений, отторгающая либеральную систему ценностей.

    В данном контексте понятна реакция педагогического, ученического и родительского сообществ на единый государственный экзамен (ЕГЭ). Этот экзамен вскрывает симулянтскую сущность системы образования, отчего протест так яростен и многолик. Не случайно, что введение ЕГЭ стало возможным в, мягко говоря, не самый демократичный период существования российского общества. Именно независимость исполнительной власти от общества делает возможным (пока) этот чуждый системе экзамен.


  • Биохимия крови. Американские нормативы.

  • MARKETOLOG