• Названы претенденты на премию Телетриумф

  • Дворовые игры нашего детства (шпаргалка для склеротика)

  •  Настоящая врезка носит характер правовой позиции, и любые нижеследующие выводы в силу объективных причин являются лишь обоснованными предположениями и не могут быть использованы для каких-либо претензий к автору данной врезки. Данная правовая позиция может не разделяться моими коллегами и судебными органами. И небольшая рекомендация: проверка данной правовой позиции на практике в суде может закончиться, в том числе отзывом всей партии дисков, так что во избежание священных воин и преследований фанатами - оставим теорию теории.

    Редакцией журнала передо мной был поставлен вопрос о правомерности модели распространения игры StarCraft II: Wings of Liberty(далее - Игра) на территории Российской Федерации.

    Для этого были проанализированы Лицензионное соглашение с конечным пользователем StarCraft II: Wings of Liberty (далее - EULA), Соглашение об условиях использования Battle.net (далее - Соглашение) и условия приобретения физической и электронной копий Игры.

    О модели распространения.

    Необходимо выяснить и оговорить три ключевых момента: платность клиента Игры, устанавливаемой на Ваш компьютер, платность доступа к серверам Battle.net и дополнительный характер предоставления доступа к серверам Battle.net как услуги.

    Во-первых, сам клиент Игры является платным в рамках условий распространения.
    Это подтверждается механикой приобретения физического носителя с Игрой(CD- и DVD-диски) и невозможностью получить загружаемую электронную копию с игрой до момента оплаты.
    Во-вторых, для российских пользователей доступ к серверам Battle.net также является платным, что прямо установлено моделью распространения Игры в РФ.
    При этом подчеркну невозможность использования клиента Игры в отрыве от доступа к серверам Battle.net.
    В-третьих, доступ к серверам Battle.net является дополнительной услугой.
    Тезис проистекает из положений пункта 2 раздела 7 Соглашения, который указывает, что «у вас есть право в любой момент прекратить пользование данной Услугой путем прекращения любого использования ее сервисом за исключением приобретенных на Услуге продуктов. Вы можете в любое время удалить зарегистрированную на вас Учетную запись...». Следовательно, Соглашение прямо разделяет предоставление доступа к серверам Battle.net и использование скачиваемых клиентов Игр.

    При этом сразу же необходимо оговориться, что Соглашение предусматривает приоритет EULA, однако потребитель вправе настаивать на применении наиболее благоприятных для него толкований и норм договора.

    Вывод здесь можно сделать следующий: приобретение клиента Игры обусловлено обязательным приобретением доступа к серверам Battle.net.
    Это является прямым нарушением пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», который прямо запрещает «обусловливать приобретение одних товаров (в данном случае клиент Игры) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг (в данном случае доступ к серверам Battle.net))».
    Далее, пункт 3 той же статьи гласит, что «продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».

    О EULA.

    К сожалению, объем данной врезки не позволяет показать все юридические прелести EULA к Игре, так что я остановлюсь на самом гротескном и забавном.

    Пункт «а» раздела 3 EULA, посвященный редактору карт предлагает Вам признать и согласиться с тем, что все карты, уровни или иной контент, созданный или видоизмененный посредством редактора карт остаются и будут оставаться в исключительной и неограниченной собственности компании Blizzard.
    Не соглашайтесь. Это Вам позволяют сделать статьи 1260 и 1265 Гражданского Кодекса РФ, так как созданные карты будут являться производным произведением, во-первых. И отказ от права авторства и права автора на имя ничтожны, во-вторых. Передача же Ваших исключительных прав на произведение по лицензионному договору требует заключения отдельного письменного договора, а принудить к отчуждению ваших исключительных прав на производное произведение невозможно.

    Далее, один из самых интересных моментов. Раздел 8 EULA предлагает Вам согласиться со следующим: «во время работы Игра может проверять оперативную память вашего компьютера на наличие несанкционированных сторонних программ, работающих одновременно с Игрой... В случае если Игра обнаруживает несанкционированную стороннюю программу, она может (А) передать информацию компании Blizzard, включая, помимо всего прочего, название вашей учетной записи...
    Учитывая тот факт, что при создании учетной записи на сайте Battle.net Вы должны предоставить информацию о своем имени, фамилии, месте жительства и, если Вы приобрели электронную копию Игры, данные о Вашем банковском счете, происходит, по сути, трансграничная передача персональных данных, что сулит массу потенциальных проблем с Роскомнадзором.

    К разделу 8 EULA добавляется раздел 11, позволяющий Компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard обновлять Игру, включая ее клиентскую часть, установленную на компьютере пользователя, без его ведома, и Вы в соответствии с данным разделом предоставляете компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard разрешение осуществлять или устанавливать такие исправления, обновления и модификации.

    Самым удивительным является то, что неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети является составом части 2 статьи 272 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающим лишение свободы до 5 лет для руководства компании и конкретным лицам, внесшим указанные модификации.
    Данный пример является лишь умозрительным и не предполагает каких-либо конкретных претензий к руководству компании Blizzard Entertainment и/или Blizzard.

    Таким образом компания Blizzard создала самую продаваемую игру в мире, пожалуй, с самой противоречивой моделью распространения за всю историю видеоигр.

    Дата: 01.09.2010
    Автор: Цвиркунов Дмитрий Юрьевич, управляющий партнер.
    Опубликовано: «Игромания», №9, сентябрь 2010
    legisvirtus.ru/Starcraft_2.html















  • Названы претенденты на премию Телетриумф

  • Дворовые игры нашего детства (шпаргалка для склеротика)