02.11.2011

О, Фридрих_



  • Философские рефлексии “на заданные темы” (2007)

  • Первая аналитика

  • Сегодня утром мне в руки попала маленькая бордовая книжечка. Золотыми буквами на ней было вытеснено название "Утренняя заря" Ф. Ницше. Открыв страницу наугад, я оказалась на время потеряна для реальности и окружающих. Стало тихо и глаза жадно глотали строки. Строки о том, что терзало меня годы. Вопрос, который постоянно стучал молоточком где-то внутри и на который никак не находился ответ. Он был передо мной. Одна страница, которая расставила все на свои места. Пазл сложен. Занавес.

    "Животные и мораль.
    – Люди успеха! Заботливое избежание всего смешного, бросающегося в глаза, дерзкого, скрывание своих добродетелей и наиболее сильных страстей, уменье казаться равным с другими, сдерживать себя, - все это, как общественную мораль, в грубом виде можно найти и в самом низком животном царстве; - но только здесь мы видим заднюю мысль этих красивых приемов: ускользнуть от преследователя и обеспечить себе добычу. Для этого-то животные выучиваются владеть собой и так притворяться, что некоторые, например, меняют свой цвет сообразно с цветом окружающей среды (в силу так называемых “хроматических функций”) они умеют казаться мертвыми, принимать форму и цвет другого животного, песка, листьев, гриба, лишая (то, что английские исследователи называют mimicry). Так и отдельный индивидуум теряется среди общего понятия “человек” или среди общества, стараясь держаться мнения партии, к которой он принадлежит. Даже и то чувство правды, которое в сущности есть чувство безопасности, у человека одинаково с животными: не хотят отдаться в обман, боятся обмануться сами, недоверчиво слушают голоса собственной страсти, насилуют себя, стоят на стороже против самих себя: все это животное делает так же как и человек; и у животного из чувства действительности (из благоразумия) развивается самообладание. Животное точно также наблюдает, какое действие производит оно на других зверей, отсюда учится оно наблюдать за собой, смотреть на себя “объективно”, и доходит, таким образом, до некоторой степени самосознания. Животное судит о действиях своих врагов и друзей, оно запоминает их характерные свойства, оно приноравливается к ним; против одних оно ведет постоянную борьбу, с другими оно сходится с намерениями мира и договора. Начала справедливости, благоразумия, умеренности, храбрости, - короче все, что мы именуем сократовскими добродетелями, можно найти в животном мире, и составляет результат стремлений – найти пищу и избежать врага…"

    Действительно, утренняя заря...



  • Философские рефлексии “на заданные темы” (2007)

  • Первая аналитика