• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Интеллектуальные беседы :)

  • «Прошлой ночью в Нью-Йорке» / «Last night».

     Фильм Мэсси Таджедин.


     

    Артур Шопенгауэр, в своем философском наброске «О ничтожестве и горестях жизни» аргументировано говорил об «отрицательном» характере человеческого счастья и о «положительности» страдания: ведь на самом деле, люди не способны чувствовать счастье – мы испытываем лишь «притязание» на него – исполнив одно желание, воля наша стремится к новому, и так – бесконечно; «…нет в мире такого удовлетворения, которое могло бы утешить нас, положить конец нашим вожделениям и заполнить бездонную пропасть сердца…  Тогда как любое страдание ощущается нами положительно: мы чувствуем боль, но не чувствуем безболезненности, мы чувствуем заботу, а не беззаботность, страх, а не безопасность… часы протекают тем быстрее, чем они приятнее, и тем медленнее, чем они мучительнее… скучая, мы замечаем время, развлекаясь – нет…». Все лучшие блага жизни (здоровье, молодость, свобода) не осознаются нами, пока мы их имеем, мы начинаем их осознавать, только утратив – ибо они отрицания.    

    Все это доказывает, что наше существование счастливее всего тогда, когда мы его меньше всего замечаем, отсюда следует, что лучше было бы совсем не существовать…

     

    Фильм «Прошлой ночью…» - пропитан этой шопенгауэровской меланхолией и трагизмом: попадая в жанр романтической мелодрамы и рассказывая, в общем-то, о любви, - он, однако, несет в себе несколько иной посыл: это история без начала и конца повествует о невозможности завершить начатые отношения: о неком замкнутом круге человеческой страсти, выйти из которого в системе либерального, свободного  общества не представляется возможным. В культуре независимых личностей нет места примирению с собой, ведь всегда есть выбор. А учитывая кратковременный характер человеческого удовлетворения и неиссякаемую волю к новому – выбор становится, зачастую, лишь «счастливой» возможностью попробовать все. И если не сразу, то одно за другим).

     

    Почему нас порой так мучает «непрожитое» прошлое? Те возможности, шансы, перспективы, которые мы упустили или сознательно отказались? Люди, с которыми когда-то «не сложилось»… Почему столь велика вероятность, что в период невзгод, мы вдруг выйдем ночью на кухню, «… посмотрим на чье-то увядшее фото, нальем и закусим соленой слезой…»?...

     

    Не потому ли, что в череде исполнения желаний, ни одно из них не дарит нам ощущения подлинности? Что подлинность, отождествляемая со «счастьем» невозможна в принципе. Что накопленная веками нравственная культура человека по-прежнему являет собой лишь тонкую оболочку над стихией бессознательного; что человек – отнюдь не разумен, и руководствуемся мы при принятии решений отнюдь не логикой и здравым смыслом, но исключительно ненасыщаемым желанием.

     

    Почему мы так часто забываем, что больше всего критикуем окружающих в том, что является, в первую очередь, нашей особенностью, что, по сути, все окружающее нас в жизни – некая проекция нашего внутреннего, наше зеркальное отражение?

     

    Не потому ли, что власти над самими собой у нас никогда не было? Что разум человека не способен сдерживать его животность, что управляет нами нечто темное и бессмысленное, а робкая душа качается на шатком мостике, пытаясь осветить фонариком бездонную пропасть человеческого архетипа?... Что в мире мы способны увидеть только образы собственных желаний, а за все остальное лишь пытается зацепиться разум, - и именно поэтому, чем успешнее цепляемся – тем больнее откат, раскаяние, - ведь рано или поздно каждый поддается соблазну).

     

    Увы, всем, ожидающим «рецепта» или «ответа» - придется покинуть зал в недоумении: фильм не обещает ни того, ни другого. Но странное чувство скоро обретает форму, становятся видны и понятны мотивы поступков главных героев, и незаметно для себя ты проникаешься к ним симпатией: каждый из них чем-то близок тебе, дорог и понятен – ибо все это мы уже проходили, успели побывать каждым из них, и сверкающая фальшивыми огоньками карусель жизни продолжает кружить нас от очарования к разочарованию и наоборот, и наоборот).       

     



  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Интеллектуальные беседы :)