02.11.2011

Мысль



  • Хозяйке на заметку

  • Слово и мысль у Л. С. Выготского. Часть 3

  • Упомянула в предыдущем посте о Бориславе - и вспомнилось тут. Для незнакомых с легендой - смотреть тут. В этом варианте, конечно, она имеет ярко-выраженный раннесоветский революционный контекст (записана в 30-х гг.), но основная идея понятна: богатырша Борислава командовала жигулёвcкой вольницей, и сладить с ней не могли ни чужие, ни свои (царские слуги). После конфликта с последними jyf увела своих соратников "сквозь Хвалынскую Украину" да "за сине море" в "широкие степи" и "далёкие горы", где и развернулась вовсю. Вернулась впоследствии с вывезенными из "басурманского края" несметными сокровищами, и спрятала их в Жигулях, под скалистым курганом. Открыться он должен после того, как некий будущий герой "освободит свой народ из неволи".
    Первое, что приходит в голову - это поискать историческую основу где-нибудь в событиях времён Стеньки Разина. Но, вроде как, легенда древнее. Кроме того, если насчёт "будущего освободителя" составители сборника не приврали, то тут как раз вполне Разин мог подразумеваться - в 17-м веке легенда могла быть адаптирована специально под него. Тем более, что "Жигулёвские ворота" (тут Волга шириной всего 925 метров, уже, чем на многие десятки, если не сотни километров выше и ниже по течению) издавна были охотничьей территорией речных пиратов ("Сарынь на кичку" и всё такое прочее), бойкая торговля по волжскому маршруту шла как минимум со времён Волжской Болгарии.
    "Хвалынская Украина" - низовья Волги (Хвалынские горы - это Саратовская область, чуть южнее Жигулей, а Каспий иногда называли и "Хвалынским морем"); это ведь только потомкам древнейших укров неизвестно, что "украиной" прежде называли любой окраинный регион.))) В общем, вполне логично: бригада дружина ушла вниз по Волге и далее - старым маршрутом на Иран или или просто оседлала торговые пути в районе "Хвалынского моря" - где-то там и Великий Шёлковый Путь проходил, так что поживиться было чем...
    Но я подумала тут о другом. В написании имени богатырши есть ракзночтение - иногда она Борислава, а иногда Бориславна. Смутно припоминаю какую-то другую местную легенду (скорее, даже сказку). О некоей девушке Насте, которую (плохо помню подробности) украл некий злой волшебник. И освободил её некто Борислав. Вот только когда они подошли к священному источнику, в отражении вместо юного героя предстал древний старик - и Борислав был вынужден признаться, что ему 300 лет, что он тоже чародей, и т.п. Потом Настя ещё и как-то лишила его волшебной силы... Так вот подумалось: это, часом, не родители нашей Борислав(н)ы?





  • Хозяйке на заметку

  • Слово и мысль у Л. С. Выготского. Часть 3