Соц сети



  • Безымянный 151065

  • Рассказ “Шкатулка памяти”

  • Есть в Японии префектура Тоттори. И хотя она расположена в районе Тюгоку, то бишь с географической точки зрения в самом сердце острова Хонсю и, следовательно, Японии, однако далеко не все японцы навскидку припомнят ее. В общем, глухая провинция, славная, однако же, своими грушами, крабами и рыбой. Население префектуры всего-навсего 600 тысяч человек, так что это одна из самых малонаселенных областей Японии.

    И есть в этой префектуре маленький портовый городок – Сакайминато. Поскольку населенный пункт не так давно приобрел статус города и уж совсем недавно стал портом, отправной точкой паромной линии Сакайминато – Донхэ – Владивосток, то в нем нет даже толком оборудованной таможни, и багаж всех приезжающих проверяют по старинке – вручную.

    Но есть у этого самого города и этой самой префектуры один знаменитый сын. Это широко известный в Японии, можно сказать, уже классик, художник-мангака* по имени Мидзуки Сигэру. Вероятно, он самый известный уроженец префектуры, не говоря уже о городе. За что ему еще при жизни (а он жив и сейчас) посвящена даже отдельная улица и персональный музей.

    Собственно, об этой улице и музее мне и хочется рассказать.
    Не думаю, что имя Мидзуки Сигэру широко известно в России даже любителям манга, в Японии же его знают все. Но опять-таки знают так, как знают классику. Популярность к этому художнику пришла в конце 60-х годов, когда в свет вышла его серия комиксов «Хакаба-но Китаро» об одноглазом мальчике по имени Киаро, рожденном на кладбище. Тут нужно сказать о том, что излюбленная тема Мидзуки Сигэру – это японская нечисть.

    Однако отношение к ней у художника особое. Все потусторонние существа, по мысли художника, являются естественными соседями людей. Стремительное развитие Японии лишает их естественных мест обитания в виде темных чердаков и тому подобных мест, поэтому они нуждаются в защите. Вот такая интересная позиция…

    Надо подчеркнуть, что это отношение совершенно отличается от христианского и православного отношения к нечестии. В Японии она своего рода часть естественного мира божеств и божков, и в отношении японцев к ней не чувствуется никакой неприязни. Эти существа не столько пугают, сколько забавляют.

    И вот в этом-то контексте и существует улица и музей художника.

    Вдоль одноименной улицы по обеим ее сторона растянулась вереница небольших бронзовых изваяний персонажей Мидзуки Сигэру, а также японских фольклорных существ. (Надо сказать, что увлеченный всякого рода нечистью Мидзуки Сигэру даже создал своего рода атлас нечистой силы, обитающей в разных уголках Японии.)

    Среди скульптур есть одна, на мой взгляд, очень милая – волосатое существо а-ля семейка Адамс, уносящее в своих лапах зазевавшегося мальчюгана с сачком для ловли бабочек. Еще одна – усатый-бородатый старичок под зонтиком из какого-то лопуха. Если память мне не изменяет, то это существо по повериям, обитает на Хоккайдо. Еще бы откуда у «нормального» японского приведения совершенно неяпонские усы и борода!

    Почти повсеместно, не только на улице, но и в Сакайминато вообще и в префектуре Тоттори, на рекламных плакатах, вывесках, на сувенирах можно видеть персонажей – самого Китаро, девочку-кошку Нэко-тян и папу Кинтаро – человечка в виде глазика, налитого кровью. Со стороны и для неподготовленного человека картина, вероятно, не представляется столь уж милой…

    Само здание музея не очень большое, но занимает отдельное здание в два этажа. На первом – экспозиция, посвященная жизни самого Мидзуки Сигэру, и залы со всевозможными духами и чудовищами.

    Среди подлинных предметов в экспозиции рисунки молодого Мидзуки Сигэру, особенно интересны рисунки периода Второй мировой войны. В то время рядовой Мидзуки служил на островах Папуа Новая Гвинея. Там же, во время нападения партизан, он лишился левой руки… Однако рисовать не бросил и после капитуляции Японии занялся манга. В течение почти 20 лет успех никак не приходил, однако в конце 60-х на художника неожиданно свалилось всеяпонское признание. Его манга о привидениях и мальчиках с кладбища приобрели невероятную популярность. (Меня не отпускает мысль, что те события в Новой Гвинее не прошли для него даром…)

    Сегодня художник является достаточно состоятельным человеком, живет в Токио, но рисовать не бросает. Он много путешествует, в музее собрана интересная коллекция страшных масок.

    На втором этаже в небольшом зале выставлена интересная серия живописных работ, навеянная знаменитой серией Утагава «53 станции Токайдо». В отличии от классических укиё-э все картины, повторяющие в общих чертах классический оригинал, населены привидениями и чудовищами. В выдумке, пусть и несколько мрачноватой с нашей точки зрения, художнику не откажешь.

    Пару слов нужно сказать о садике. Небольшой, но очень милый садик с причудливо изогнутой сосной и разбросанными фигурками любимой нечисти. Говорят, если тебе удастся увидеть их все (подражание знаменитому саду Рюандзи?), то это «местные» к тебе благоволят.

    Если столь сумбурный рассказ не напугал вас и не отбил охоту увить музей своими глазами, то советую вам обязательно посетить его во время вашего пребывания в Тоттори…



  • Безымянный 151065

  • Рассказ “Шкатулка памяти”