• Против течения

  • Проектный бизнес и модели его успеха

  • Чем занимается сегодня мультипликация? Всем. Любой темой, вплоть до сталинских репрессий, как, например, в эстонском фильме «Пейзаж с можжевельником». Сегодня режиссеры и художники не стесняются того, что анимацию считали и считают в основном детским искусством. Наоборот, она становиться все серьезней, а российские анимационные фильмы получают награды и призы самых знаменитых кинофестивалей. Так случилось с замечательной картиной Федора Хитрука «Остров» (Гран-при в Каннах) и фильмом Гарри Бардина «Выкрутасы» (тот же гран-при в Каннах, но в другом году).Хотя вы, наверное, знакомы с этими режиссерами по другим фильмам. Хитрук снял трилогию о Вини-пухе, а Бардин поставил неожиданные и остроумные ленты с использованием пластилина — «Брэк» и «Тяп-ляп, маляры». В особом почете у мульти­пликаторов — фантастика. Успех «Тайны третьей плане­ты» до сих пор так и остался непревзойденным в фантасти­ческой мультипликации. Ведь столько возможностей дает для художника фантастиче­ский, необычный сюжет! Ка­кой простор для выдумки и фантазии! Но нет ничего луч­ше, чем фантазии, подсказан­ные жизнью. Когда ваши папы и мамы еще были маленькими, тот же Роман Качанов, автор «Тайны третьей планеты», при­думал удивительно добрый фильм о девочке, которой очень-очень хотелось иметь щенка. И она себе его «нашла» в виде ... варежки. Мультфильм так и назывался «Варежка». И со щенком в нем, и с его хо­зяйкой происходило все, что должно происходить со щен­ком. Только вот сказка заканчи­валась и... щенок превращался снова в варежку. Чего только не происходит в вол­шебном и невероятном мире мультипликации. Для того чтобы ожили рисун­ки или куклы, для создания человечков или других героев фильмов используются самые мыслимые и немыслимые ма­териалы и предметы: спички, гвозди, пластилин, веревки, тени, куклы самых разных ти­пов. Но всех изобретательней оказался режиссер Ю. Хржа-новский, использовавший для своих фильмов рисунки Пуш­кина. И мы начинали видеть жизнь поэта на экране такой, какой ее представлял сам Пуш­кин в своих рисунках на полях своих же рукописей. А в филь­ме «День чудесный» режиссер «пригласил» в соавторы детей, чьи рисунки участвовали в кон­курсе на изображение Пушки­на, и получился очень-очень веселый и жизнерадостный фильм, в котором наш русский классик предстал в исполне­нии юных художников.«Детские» герои — самые популярные и самые знамени­тые в мультипликационном ки­но. Однако в картинах некото­рых режиссеров их отношения, их облик настолько недетские, что и взрослые восхищаются тем, как поставлен и придуман тот или иной мультфильм. Мно­гие из вас, наверное, видели фильмы режиссера Норштей­на «Цапля и журавль» и «Ежик в тумане» — сказочные карти­ны, наполненные атмосферой тайны, загадки, доброты. А в двадцатиминутном фильме «Сказка сказок» Норштейн со­брал вместе все самые попу­лярные сказочные мотивы и со­единил их с воспоминаниями своего детства. И получился фильм, который был признан «лучшим мультипликационным фильмом всех времен и наро­дов». Хотя, я вполне допускаю, что многим юным зрителям больше приходятся по душе приключения кота Леопольда.


  • Против течения

  • Проектный бизнес и модели его успеха