• Безымянный 222304

  • My Top 100

  • Башня из кубиков - одна из обязательных примет детства. Какое место отводится конструкторам в мире игрушек и как они помогают нашим детям расти и развиваться, рассказала Елена Шеина, психолог Центра «Игра и игрушка» МГППУ.


    Фото: Олеся Углова (
    [info]ouglova )

    Чем хороши конструкторы для развития ребенка?
    Игры с конструктором активизируют сразу несколько сторон развития ребенка. Это, естественно, все, что связано с осязанием, моторикой, восприятием формы, пространственным мышлением. В конструкторе привлекает, прежде всего, возможность создания нового, ощущение того, что «я сам» что-то могу. Создание нового мира всегда эмоционально насыщено, наполнено радостью от собственных успехов.

    Когда ребенку можно начинать игры с конструктором?
    Как только ребенок научился сидеть, он проводит много времени, манипулируя с различными предметами. Главное для него на этом этапе - это ощущения. Ему интересно ощущать предметы как тяжелые или легкие, гладкие или шершавые, твердые или мягкие и так далее. Малыш вскоре пытается что-то из них создавать: ставит друг на друга или рядом.

    Но ребенок в таком раннем возрасте не столько строит, сколько ломает чужие постройки.
    Нужно понимать, что для маленького ребенка разрушение – это не хулиганство или капризы, а полноценная деятельность, приносящая море положительных эмоций.
    Мама построила домик из кубиков, и ребенок с радостью бежит его ломать. Тяга к разрушению в младшем возрасте - явление совершенно естественное, не стоит акцентировать на этом внимание или, тем более, ругать ребенка за то, что он «испортил» мамино творение. Это также не значит, что поскольку ребенок в основном, ломает, а не строит, игра с конструктором в этом возрасте для него бесполезна. Во-первых, он получает радость от происходящего, а следовательно, интересуется этой игрой. Во-вторых, он видит, как строят другие, а значит вскоре и сам начнет пробовать что-то создавать.

    Для чего дети используют конструкторы?
    Где-то после года, конструкторы начинают интересовать детей не только как источник ощущений и эмоций. Малыш начинает строить и исследовать свойства предметов (размер, форма, соответствия) и физические явления (равновесие, подвижность). И это исследование – само по себе очень увлекательно.
    Затем, ребенок начинает использовать конструктор как элемент для своих режиссерских игр: он строит домик для медведя, мостик через речку, расставляет «пеньки», чтобы медведь смог присесть и съесть свой пирожок. Конструктор помогает моделировать пространство для игры, в любой момент изменяя его в соответствии с сюжетом. Ребенок может свободно фантазировать и не зависит от того, есть у него или нет именно такой домик или замок, как ему нужен по игре. Он может сам создать то, что ему необходимо.

    Почему считается, что конструктор - это игрушка больше подходящая мальчикам?
    На мой взгляд, это совсем не так. Конструкторы развивают моторику и мышление, а это необходимо и мальчикам, и девочкам. Есть масса совершенно «нейтральных» конструкторов, состоящих из деталей, которые одинаково подойдут и для постройки военных укреплений, и для домика Золушки.
    Но конструкторы, конечно, бывают разные. Тематические конструкторы, изображающие стройку, аэропорт, автомобильную стоянку, космические корабли, как правило, действительно больше интересны мальчикам. Но сейчас в продаже есть и много конструкторов, предназначенных специально для девочек – у них другая цветовая гамма и другие сюжеты – дворцы, принцессы, волшебницы.
    Однако, выбирая для ребенка, особенно мальчика, «тематические» конструкторы нужно обратить внимание на сюжет будущей игры. Так часто покупаемые игрушки-трансформеры обычно изображают либо совсем уж страшных чудовищ, либо агрессивных персонажей-людей. Нужно понимать, что это уже не столько конструктор, сколько образная игрушка и очень важно обращать внимание на то, какой образ она предоставляет ребенку.

    Как правильно выбрать конструктор, подходящий ребенку?
    Выбирая конструктор, нужно обратить внимание на качество его изготовления и определить, насколько он соответствует возрасту вашего ребенка по ряду параметров. Во-первых, естественно, по размеру деталей: очевидно, мелкие детали не подходят малышам. Во-вторых, сложность конструктора должна соответствовать возможностям ребенка, как физическим, так и интеллектуальным. Попробуйте сами собрать какую-то часть конструктора: насколько хорошо соединяются детали, насколько сложен способ сборки и т.д. И так же важно понять, насколько применим этот конструктор в игре ребенка. Если сборка сложна и будет под силу ребенку семи-восьми лет, а в результате получается, скажем, часы, то это вещь «на один раз», т.к играть в таком возрасте ребенок с ними не будет, а собирать второй раз будет не интересно. Поэтому стоит задуматься, нужен ли вообще такой конструктор.

    Конструктор - не простая игрушка, обращение с ним требует труда. Как привлечь ребенка к конструированию?
    Игра с конструктором, конечно, требует объяснения и даже не столько объяснения, сколько совместной игры. Более того, именно взрослый делает игрушку привлекательной для ребенка. Сборка интересного конструктора – отличный повод для общения, особенно с папой, которого не всегда просто привлечь к детским играм.
    Но не стоит в игре стараться делать все за ребенка, даже если у него не все получается. Нужно всегда давать малышу возможность поэкспериментировать с материалом, найти какие-то свои, новые возможности. Постоянно показывая «как нужно» можно ослабить его стремление исследовать и фантазировать. Не думайте, что вы все знаете, ребенок способен показать вам что-то новое и не нужно ему в этом мешать.
    Нужно помнить, что конструктор – это часть игры. Построили домик – обязательно поселите там кого-нибудь, расскажите про него сказку, разыграйте историю. Тогда конструктор оживет и станет не просто грудой деталей, а неотъемлемой частью волшебного мира детской игры.

    Видов конструкторов существует великое множество. Постоянно появляются новые материалы и новые идеи для их создания.  

    Мягкие кубики, сделанные из ткани подходят детям самого раннего возраста. В качестве строительного материала их использовать не очень удобно, но они приятны на ощупь (особенно интересны кубики, сочетающие несколько фактур), красивы и безопасны. Нужно учитывать, что такой конструктор интересен ребенку максимум до полутора-двух лет. Он не функционален и в более старшем возрасте играть с ним не интересно.
    Мягкие конструкторы сделаны из мягкого и очень легкого материала (обычно вспененный полимер), у деталей нет острых граней и углов. Однако следует учесть, что такой конструктор (речь идет именно о конструкторе, а не о простых фигурках- «вкладышах») довольно сложно собирать. Среди мягких конструкторов, к сожалению, встречается много некачественных – играть с готовой конструкцией не получается, т.к. она разваливается или сильно деформируется

    Деревянные конструкторы очень разнообразны: от набора из нескольких кубиков до строительных наборов с огромным количеством деталей. Преимущество этих конструкторов в том, что они долговечны, сделаны из натуральных материалов. Поскольку детали не скрепляются, разные наборы совместимы между собой. Чем больше разнообразных деталей (кубиков, брусочков, арок, конусов и т.д.) есть у вас дома, тем больше возможностей для игры и строительства. Удобные деревянные строительные наборы дети используют в своих играх очень долго, до шести-семи лет.

    Пластиковые конструкторы со стандартным креплением типа Lego – наборы деталей разных цветов и размеров, которые «вставляются друг в друга» при помощи одинаковых креплений. Конструкторы удобны тем, что выпускаются сериями, можно всегда подобрать конструктор совместимый с уже имеющимся у вас набором. Размер деталей такого конструктора всегда соотнесен с возрастом ребенка, умея собирать модели из более крупных частей, ребенок может «переходить» на игру с более мелкими деталями.

    Болтовые конструкторы (металлические или пластмассовые) – довольно сложны в сборке, рекомендуются детям с пяти-шести лет, родителям придется помочь им разобраться в схемах и научиться совмещать детали и завинчивать болтики.

    Контурные конструкторы состоят из гнущихся пластиковых палочек разных размеров и цветов и крепежей. Такой конструктор позволяет создавать самые причудливые и необычные модели (поскольку палочки гнутся и могут принимать различные формы). Конструктор достаточно сложен в обращении и подойдет детям начиная с младшего школьного возраста.

    Магнитные конструкторы появились не так давно. Обычно они состоят из намагниченных палочек, металлических шариков и пластинок разного размера. Детали крепятся очень просто – благодаря магнитам они просто «прилипают» друг к другу, но обычно они довольно мелкие, поэтому маленьким детям такой конструктор не подходит. Более старшие дети с интересом исследуют возможности магнитов, могут строить сложные красивые конструкции. Такой конструктор можно эффективно использовать для занятий физикой, геометрией, химией и другими науками даже в школе.

      
     

















  • Безымянный 222304

  • My Top 100