02.11.2011

Мир реки



  • Безымянный 155735

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”

  • Вчера посмотрел фильм "Таинственная река".

    Режиссер Клинт Иствуд
    В ролях
    Тим Робинс
    Шон Пенн
    Кевин Бэйкон
    Для Андедда отмечу, что там играет еще Лоуренс Фишберн (правда, без кожаного пальто:)). Отдал, видимо, Шону Пенну)

    Посмотрел, а потом узнал, что фильм получил 6 номинаций на Оскар. Мдааа...
    Фильм мне сильно напомнил ленту "Спящие" Барри Левинсона. Во-первых, их роднит сюжет. В "Таинственной реке" есть три мальчика, одного из которых - Дейва Бойла (Тим Роббинс) на глаха у двух других похищают два мужика, увозят к себе, четыре дня насилуют, а потом он убегает. В "Спящих" есть три мальчика, которые попадают в исправительное учреждение, и их там всех насилуют надзиратели. Кстати, в "Спящих" Кевин Бэйкон играет надзирателя, а в "Таинственной реке" повзрослевшего мальчика, которого не похитили. Что это? Попытка откреститься? :)
    Во-вторых, оба этих фильма идеологически представляют собой тот самый образчик кинематографа, который у меня лично никаких положительных эмоций не вызывает. Автор в качестве начала своего "киноразмышления" избирает некую обязательно трагическую и глобальную отправную точку. А потом начинает привязывать к ней все, что только приходит к нему на ум, обсусоливая проблему до невозможности. Режиссер намереваясь создать нечто совершенно общечеловеческое и изменяющее мировую душу, патетически размазывает эту самую трагичность по всей линии повествования и постоянно со всем мыслимым пафосом напоминает о высочайшем предназначении своего творения. Самое неприятное остается на долю зрителя. Ведь даже и подумать нельзя, что насилуемая автором тема уже не впечатляет. Это же трагедия!
    Короче, грубая игра на человеческом чувстве сопереживания!

    Вышеназванная проблема давлеет над фильмом. Режиссер решил, что трагический случай должен оказать воздействие на жизнь всех трех мальчиков. И он этого добивался со всем тщанием! Если с Дейвом Бойлом (Тим Роббинс) все более менее понятно, то с остальными двумя героями - Джимми Маркумом (Шон Пенн) и Шоном Дивайном (Кевин Бэйкон)- возникают определенные сложности.

    У Джимми убивают дочь, в результате неких обстоятельств все начинают подозревать в убийстве Дейва Бойла. Многое притянуто за уши. Если брать каждый элемент в отдельности, то еще куда ни шло, а все вместе вглядит очень искуственно.

    От Шона Дивайн ушла жена. Как мы узнаем из контекста ушла она полгода назад, причем похоже незадолго до рождения ребенка. В течение этого времени и на протяжении фильма она звонит Шону на мобильный и молчит. Во время этих "разговоров" он пытается уговорить ее вернуться, рассказывает о своей жизни и т.д. и т.п. А в конце фильма после того, как она позвонила ему в очередной раз, Шон говорит ей, что он виноват, и она тут же ему отвечает, что она тоже виновата! И все стало хорошо. Здесь я не смог удержать громкое хмыкание.

    Иными словами, автор уделяет очень много времени внутренним метаниям героев, дает актерам (очень неплохим) возможность показать все свое мастерство, всячески акцентирует внимание на всеобщем трагизме положения. Но многое, на мой взгляд, остается несказанным. Даже та самая глобальная идея отложенного трагизма не вырисовывается. Особенно, если рассматривать произведение в качестве фильма, снятого в реалистическом ключе. Вроде как все по-настоящему? Не хватает многих важных фактических деталей для того, чтобы поведение героев было оправданным, чтобы исчезло ощущение того, что персонажи действуют по воле режиссера, а не в результате собственных внутренних движений.

    Конечно, можно предположить, что это фильм-притча. Фильму этого жанра можно простить многое: и неоправданные поступки героев, и странные совпадения, и общую искусственность. Но для притчи в ленте слишком много контекста. Сюжетные линии героев не складываются в красивый орнамент, некоторые из них давлеют над другими, идеи нагромождаются одна на одну.

    Также стоит отметить, что первые два часа фильм довольно нуден. И вдруг, в концовке, мы наблюдаем прямо расцвет динамики и действия. Сюжет комкается. Странно. Создается ощущение, что продюсер сказал режиссеру, что мол, уже два часа прошло, а фильм-то еще и не думает заканчиваться. И последний быстренько решил поставить все на свои места. Как сказал, так и будет. Врядли, конечно, мотивация режиссера была именно такой, всеж Иствуд также числится и в списке продюсеров. Но, в любом случае, результат налицо. Хотя, в один момент мне показалось, что режиссер умудрился найти выход из сюжетного тупика, но к сожалению, он не смог вовремя остановиться, решил донести свою последнию мысль до зрителей. Зря... оставил бы лучше ее при себе.

    И еще вопрос, почему "Таинственная река"? "Mystic river" тоже ни на какие мысли не наталкивает, разве что уж на очень абстрактные...

    Вот такие мои впечатления.

    Итоговый рейтинг 4/10(Вообще-то, раньше я бы поставил еще меньше, но, видимо повзрослел, да и актеры, действительно, на высоте).













  • Безымянный 155735

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”