• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Интеллектуальные беседы :)

  • В википедиях есть статьи о жанре «sword and sorcery» («меч и магия»), и в некоторых приводятся списки наиболее заметных произведений жанра. В статье на английском языке этот список составляют следующие вещи:

    • Конан-варвар и Кулл из Атлантиды Роберта Говарда. Эти два цикла вынесены отдельно — это начало начал, первооснова;
    • Рассказы Кларка Эштона Смита о Гиперборее и Зотике. Своеобразное фэнтези, довольно сильно отличающееся от всего остального. Как, впрочем, очень многое, что написано Смитом;
    • Цикл рассказов о Джирел из Джойри за авторством Кэтрин Мур. Здесь впервые появляется главный герой — женщина, а не мужчина. Кроме того, это первые произведения в жанре, где описания превалируют над действием;
    • Фафхрд и Серый Мышелов Фрица Лейбера. Судя по отзывам иностранных читателей, второй по популярности цикл после Конана;
    • Альбинос Элрик, созданный фантазией Майкла Муркока. Наиболее известный из его Вечных Героев. Хотя, в принципе к жанру с тем же успехом (а то и большим) можно отнести и Эрекозе, и Корума, и Хоукмуна, даже романы о семье фон Бек (в особенности первый, «Пес войны и боль мира»);
    • Бессмертный Кейн Карла Эдварда Вагнера. Культовое «темное» фэнтези, также любимое очень многими читателями (мною в том числе);
    • Цикл романов и рассказов о чернокожем воине Имаро, созданный Чарльзом Сондерсом. Подобно Муркоку и Вагнеру, автор сказал новое слово в жанре, его произведения основаны на африканской культуре. Очень жаль, что ни один роман, ни один рассказ этого, безусловно, интересного цикла не переведен на русский язык;
    • Романы о Друссе Дэвида Геммела. В принципе, почти все, что написал автор, так или иначе соотносится с жанром меча и магии. Романы «Дренайского цикла» — несмоненно, героическое фэнтези.

    Подобные статьи в википедии на других языках расширяют список за счет циклов о Пусадиане (автор — Л. С. де Камп) и о Тонгоре (автор — Лин Картер), а также цикла «Меч Истины» (автор — Терри Гудкайнд) (с этим пунктом можно поспорить).
    И на этом наиболее известные и влиятельные циклы, действительно, заканчиваются. Есть еще Брэк-варвар Джона Джейкса, принц Рэйнор и Элак из Атлантиды Генри Каттнера, некоторые романы Пола Андерсона (в первую очередь, конечно, «Сломанный клинок»)... Непереводившегося на русский язык очень много: рассказы о Райре Рэмси Кэмпбелла (многие читатели хвалят эти вещи за атмосферу, что от автора, мастера современной литературы ужасов, и ожидается по умолчанию), романы об Ороне Дэвида Смита (также многими отмечаемые как качественное фэнтези), цикл «Сайрион» Танит Ли... Если копнуть глубже, то обнаружим и более ранние вещи: в 30-е годы прошлого века были опубликованы рассказ «Дуар Проклятый» и цикл «Ральд» Клиффорда Болла, дилогия о Харрикане Джоне Норвелла Пейджа...
    При таком разнообразии зарубежного «меча и магии» печально становится от мысли, что отечественное фэнтези сильно отстает в этом вопросе. Что создано русскоязычными писателями? «Русский Конан» Волкодав Марии Семеновой? «Летописи Владигора», начатые Леонидом Бутяковым? Дилогия о Фаргале Александра Мазина? Посвящение Говарду от Г. Л. Олди, начатое рассказом «Сын черной вдовы»? Это я перечислил то, что я читал/читаю и о чем имею представление. Мне бы хотелось найти еще какие-нибудь русскоязычные произведения жанра «меч и магия», в говардовском или близком к нему духе. Да вот пока как-то плохо ищется...




  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Интеллектуальные беседы :)