• Под Новый год! (1001 история моей жизни!)

  • Черновцы

  • Хайфа является смешанным еврейско-арабским городом, где большая часть арабского населения исповедует христианство (как католики, так и православные). Но если раньше центрами арабского присутствия были районы нижнего города (Вади Ниснас,  Вади Салиб, Халиса, частично нижний Адар), то сегодня ситуация выглядит совсем иначе. Делая очередную спортивную прогулку от моего дома в районе больницы "Элиша" до монастыря Стелла Марис и проходя такие уж сугубо еврейско-израильские улицы как Яфе Ноф, Сдерот а-Наси и Черниховский, я невольно отметил про себя гораздо большее с прошлыми годами количество сияющих ёлок в окнах домов. На первый взгляд может показаться, что эти ёлки принадлежат нашим русскоязычным согражданам, улучшившим свое материальное положение, переехав с нижних районов Хайфы поближе к Кармелю. Но при более подробном анализе феномена рождественских (или новогодних) ёлок в Израиле вообще и в Хайфе в частности приходишь к выводу, что ёлки эти не "русско-еврейские", а арабо-христианские.

    Это правда, что для многих русскоязычных израильтян ёлка является новогодней, а не рождественской. Рождество никогда не было в консенсусе типичных советских праздников. Совсем другое дело Новый год. В Ташкенте, например, ёлки в домах ставили и узбеки. И до сих пор ставят и отмечают чисто советский праздник Нового года. Приехав в Израиль и имея в сетке вещания ТВ около 10 русских каналов, русские евреи продолжают по старой советской традиции собираться 31 декабря вечером за праздничным столом с оливье и шампанским. Многим идти утром на работу, поэтому обычно к 2 часам ночи все уже в своих постелях. Правды ради стоит сказать, что некоторые жертвуют своими отпускными и берут 1 января выходной.

    Но вернемся к феномену ёлки. Это полюбившийся нам с детства атрибут праздника и не так просто вычеркнуть его из коллективной памяти. Я лишь добавлю некоторые свои мысли по ёлкам конкретно в Хайфе. Обычно русские евреи не ставят ёлки на балконах и в окнах, зажигая их на всеобщее обозрение. Эта черта присуща арабам-христианам. Для меня обилие ёлок в районе Кармеля не символизировало радость, а, скорее, печаль - арабов становится больше, чем евреев. Арабов, которые гордятся своей религиозной и национальной принадлежностью в отличие от наших собратьев-евреев. Вывод напрашивается сам собой - ёлка в хайфском русско-еврейском доме является своего рода солидарностью с арабскими жителями города. Конечно, солидарность эта чисто случайная и многие со мной не согласятся. Но конкретные и знакомые с детства символы обретают в наше время совсем другие значения нежели им нами приписываемые.

    Закончу небольшим пожеланием - ведь сумели же мы забыть красное знамя, серп и молот и пятиконечную звезду! Мы не отмечаем больше застольем 7 ноября и 1 мая. И если мы все же собираемся в кругу друзей 31 декабря вечером, то давайте избегать ёлок с Дедами Морозами и Снегурочками. Тем более, что в наших святых краях мороза и снега почти не бывает. А ёлки находятся под охраной Керен Кайемет Леисраль.


  • Под Новый год! (1001 история моей жизни!)

  • Черновцы