• Рассказ “Шкатулка памяти”

  • Биохимия крови. Американские нормативы.

  • (совокупное впечатление от романа «Безбрежное Саргассово море» Джин Рис и «Джен Эйр» Шарлотты Бронте).


     

    У любой истории есть предыстория. Как хорошо бы это знать тем, кто сочувствует Рочестеру. Его обличительная речь перед Джен в адрес безумной к тому времени супруги Антуанетты – очередное его вранье и лицемерие. Выдавая себя за обманутого и несчастного, Рочестер чернит свою первую юношескую страсть, которая, уже лишенная рассудка, заточенная в его поместье без света и воздуха, не в силах защититься и оправдаться. Антуанетта не была безумна, когда он женился на ней. Проведи он более церемониальный обряд ухаживаний и знакомства, быть может, и узнал бы о скрываемой ее тайне. Но кто посмел бы бросить в нее камень тогда? Молодая девушка, живущая идеалами и ждущая любви, готовая бросить все и пойти за любимым – задумывалась ли она о том, что несет в себе спящую душевную болезнь? Все мы ждем счастья. И какими бы мы ни были, все мы надеемся на лучшую долю. Антуанетта подарила Рочестеру все, чем обладала на тот момент (согласно английским законам, став его женой) – не задумавшись, бросилась в омут привязанности к мужчине, которого полюбила. А Рочестер решал свои семейные проблемы. Его отец не хотел делить наследство между ним и его братом, - и что же? Рочестер торопился жениться на Антуанетте – но лишь во имя себя. Что ж, поделом. Поделом ему его душевные муки тюремщика и убийцы. Ведь, по сути, своим безразличием, своим холодным и жестоким отношением к Антуанетте он и запустил ее скрытую душевную болезнь. Он сам и виновен в ее сумасшествии.

    И даже нельзя сделать ему скидку на то, что в средневековой Англии честное имя и состояние были дороже всего для аристократии. И что его общественное положение было дороже ему, чем его молодая супруга. И что ради сохранения имени, ради того, чтобы не опозорить семейство нищетой он женился на той, которую не любил.

    Рочестер лицемерен во всем: даже Джен он обманывает (во имя, как ему кажется, высшей справедливости и искупления грехов: погубил Антуанетту – так сделаю счастливой хотя бы одну бедную сиротку, так, «взаимозачетом» перед совестью). Рочестер любит только себя и любит свою любовь – он видит только свои чувства. По сути, у Рочестера – роман с самим собою. Он избалованный аристократический ребенок, не знавший ни в чем нужды – он балует себя воображаемыми чувствами к женщинам. Но он не слышит их и не понимает. Так произошло и с Джен Эйр.

    Он относится к ней свысока и с юмором: подшучивает над ее кротостью и честностью, считая себя правым во всех поступках. Но Рочестер винит себя в душе. Кто дурак – тот сам знает. Рочестер знает свои грехи. Он терзается своими поступками, его сжигает память о своем бесчувствии и самолюбии к Антуанетте – и он защищается от этого сарказмом и остротами. У него нечиста совесть.

    Ведь это не Рочестер стал жертвой обмана со стороны Косвеев (Мейсон (Мэзон). Со стороны Антуанетты. Это Антуанетта была жестоко обманута Рочестерами и принесена в жертву их бесчувственной алчной лицемерной природе. Антуанетта погибла, доверившись тому, кого полюбила. А он не смог разглядеть в ней даже человека.

    И все его последующее поведение направлено на обеление себя в глазах общества: он сделал все, чтобы никто не узнал о его жене, дабы не запятнать его честное имя.

    Читая «Безбрежное Саргассово море» и «Джен Эйр», понимая то ужасное женское бесправие, царившее многие века в «высокоразвитых» странах, можно простить женщинам их логичный бунт и последующий воинствующий феминизм. Женщина вынуждена жить в мужском мире, где ей чужда, по сути, каждая вещь. Ведь все здесь построено мужчинами. Женщина долгое время была жертвой порочного мужского эгоизма и беспринципности. И ее нынешнее «равноправие» и доминирование – всего лишь логичный «откат» от многовекового холода закрытых комнат всевозможных Рочестеров.         



  • Рассказ “Шкатулка памяти”

  • Биохимия крови. Американские нормативы.