• MARKETOLOG

  • Безымянный 151065

  • 1984 год
    режиссер Френсис Форд Коппола
    в ролях Ричард Гир, Дайан Лэйн, Джеймс Ремар, Грегори Хайнс, Боб Хоскинс, Николас Кейдж, Лоуренс Фишберн и др.

         Изумительный фильм Копполы повествует о самом престижном в конце 20-х – начале 30-х нью-йоркском клубе "Коттон". Он становится свидетелем бандитских разборок, любовных признаний, ссор, примирений и, разумеется, великолепных танцевально-вокальных номеров. Кроме обозначения места действия, он выполняет функцию объединения нескольких сюжетных линий. Первая и основная из них - "любовный треугольник".

    Это история тайного романа музыканта Дикси Дуаэра (Ричард Гир) с Верой (Дайан Лэйн), любовницей одного из самых опасных и влиятельных гангстеров города - небезызвестного Голландца Шульца и по совместительству босса Дикси (Джеймс Ремар). Клуб тесно связывает первую линию со второй – «гангстерскими разборками». Ее основа – смена «бандитских формаций» и переход дел в руки итальянского Синдиката.

    Хозяин клуба «Коттон», Оуни Мэдден (Боб Хоскинс) помогает Дикси избавиться от «опеки» Шульца. Тот снимается в голливудском фильме «Босс мафии» и возвращается за Верой. Как раз к этому времени окончательно зарвавшийся Шульц успел надоесть всем своим коллегам. Его очень вовремя убивают и счастливые влюбленные воссоединяются.

    Третья линия – история чернокожих братьев-чечеточников (братья Хайнс) – на первый взгляд никак не связана с остальными.  Однако это ощущение мнимое. На самом деле события, которые происходят в их жизни, зеркально отражают судьбы Веры, Дикси и его брата. Ссора и примирение братьев, недостижимая женщина, тяжелая работа, связанная с опасностью и унижением – эти мотивы есть в обоих историях. Два различных финала заставляют задуматься о причинно-следственных связях: почему все вышло именно так? На мой взгляд, дело в разном отношении героев к жизни. Дикси эгоистичен, хотя сам этого не замечает.  В некоторых эпизодах прорывается его раздражение и даже злость на Веру из-за ее «продажности». Сравнение  с романтичной любовью и дружбой чечеточников придает обвинению Шульца в том, что Дикси копирует его стиль (в кино), дополнительный смысл. Возможно, чувство Дикси не сильно  отличается от страсти Голландца?..  Так, благодаря побочной линии Коппола достигает и «расширения» горизонтов повествования, и «углубления» линии любви.

    Несмотря на то, что история Дикси и Веры составляет «костяк» сюжета, она вряд ли является приоритетной для режиссера. На мой взгляд, идейная нагрузкаложится не на нее, а на контекст, в который она вписана. Это подтверждает и «прорисовка» главных персонажей, которые явно не становятся - да и не могут стать - центральными объектами зрительского внимания. Образ Веры выглядит вполне схематичным, а фигура Дикси, кажется, лишь оттеняет колоритных гангстеров: контрастных и потому забавных напарников Мэддена и Френчмэна (Фред Гуинн), лаконичного афроамериканца Бампи (Лоуренс Фишберн), молодого и ловкого Лючано и, разумеется, психопата Шульца. О нем стоит рассказать отдельно.
           Персонаж, весьма полюбившийся киношникам, в "Клубе Коттон" получил непревзойденное воплощение. Ремар сыграл свою роль настолько тонко, настолько экспрессивно и агрессивно, что полностью переключил на себя внимание (по крайней мере мое). Бешеный взгляд, постоянно меняющаяся гримаса лица, прокуренный голос - вот детали, позволившие создать неповторимый и запоминающийся образ. Безусловно, эта фигура является ведущей если не на сюжетном уровне, то на эмоциональном точно. Эпизоды с Ремаром такие цельные и захватывающие в психологическом плане, что их можно пересматривать даже вне фильма.

    Вдвойне прекрасен образ Шульца тем, что он преподносится без какого бы то ни было осуждения.  Даже его ненормальность и жестокость преподносятся с особым умилением... Коппола несколько изменил «исторического» Голландца, превратив его в совершенно чудесного персонажа. Впрочем, то же касается и других гангстеров. В их фигурах подчеркиваются прежде всего "фишки", причем, безо всякого использования штампов и с изрядной долей юмора. Разумеется, мы должны мысленно поблагодарить знаменитого деятеля кино за такой подход - ведь в случае любого морализаторства фильм превратился бы в нечто, лишь отдаленно напоминающее искусство. И эту мысль ярчайшим образом иллюстрируют последующие бездарные "закосы" под "клуб Коттон". О них речь пойдет когда-нибудь потом.

       Картина Френсиса Форда Копполы – Искусство с большой буквы.  Этот изумительный, волнующий, красочный и натуралистичный фильм (50 млн бюджета были потрачены не зря - Копполе удалось воссоздать атмосферу того времени до мельчайших подробностей) рекомендуется к просмотру всем без исключений, ибо благодаря своей разноплановости он будет интересен любому.


     






  • MARKETOLOG

  • Безымянный 151065