• · · · − − − · · · , или О том, как полезно знать азбуку

  • Где бесплатно можно скачать книги для электронной книги????

  • http://www.antonchehov.org.ru/lib/op/author/582

    http://www.antonchehov.org.ru/lib/op/author/581

    http://www.antonchehov.org.ru/lib/op/author/33
    . Нет писателя, который превзошел бы Чехова в изображении непреодолимой обособленности людей друг от друга, невозможности взаимопонимания. Эта тема лежит в основе большинства произведений Чехова, однако, несмотря на это, персонажи Чехова на удивление лишены индивидуальности. Личность в его рассказах отсутствует. Его персонажи говорят, — за исключением сословных особенностей и некоторых ”словечек”, которые он им время от времени одалживает, 562

    — одним и тем же языком, языком самого Чехова. Их нельзя узнать по голосу, — как можно узнать героев Толстого или Достоевского. Все они похожи друг на друга, сделаны из одного материала — общечеловеческого, — и в этом смысле Чехов самый ”демократичный”, самый ”всеобщий” из всех писателей. Потому что похожесть всех мужчин и женщин у него, конечно, не признак слабости, а выражение его глубокого убеждения в том, что жизнь однородна, а явление индивидуальности только разрезало ее на водонепроницаемые отсеки. Чехов, — как Стендаль, как французские классицисты, в отличие от Толстого, Достоевского и Пруста, — изучает ”человека вообще”, род человеческий. Но в отличие от классицистов он, как Пруст, останавливает внимание на мельчайших подробностях, на ”булавочных уколах” и ”соломинках души”. Стендаль имеет дело с психологией ”целых чисел”. Он прослеживает главные, сознательные, творческие линии психической жизни. Чехов сосредоточен на ”дифференциалах” сознания, его меньших, подсознательных, невольных, разрушительных и растворяющих силах. Как искусство чеховский метод активен, — более активен, чем, например, прустовский, потому что основан на более четком и сознательном отборе материала и на более сложном и тщательном его расположении. Но как ”мировоззрение”, как ”философия”, этот метод глубоко пассивен и ”лишен сопротивляемости”, поскольку представляет собой полную сдачу на милость ”микроорганизмов” души, ее разрушительных микробов. Отсюда общее впечатление, производимое творчеством Чехова, — впечатление, будто бы у него был культ слабости и бездействия. На самом деле у Чехова не было другого способа проявить сочувствие своим персонажам, кроме как показать подробно процесс их подчинения своим микробам. Сильный человек, который не терпит поражения в этой 

    борьбе или вообще ее не пережил, всегда вызывает у Чехова меньше сочувствия и играет у него в произведениях роль ”злодея”, — насколько слово ”злодей” вообще применимо к чеховскому миру. Сильный человек в этом мире просто бесчувственное животное, с толстой кожей, не чувствующей ”уколов”, которые являются единственно важным в жизни.

    В рассказах Чехова всегда есть одна центральная фигура, которая является главным элементом единства, — рассказ ведется с точки зрения этой фигуры. Но использование диалога делает невозможным такое моноцентрическое построение и уравнивает всех персонажей. Чехов широко пользуется этим приемом, с удивительной справедливостью распределяя внимание зрителя между всеми действующими лицами. Чеховские dramatis personae (действующие лица драмы) живут в идеальной демократии, где равенство не обман
    . Каждый персонаж говорит только о том, что интересно ему или ей, не обращая внимания на то, что говорят другие. Так диалог становится ”лоскутным одеялом” из несвязанных между собой реплик: управляет ”поэтическая атмосфера”, а не логическое единство. Это дает ощущение ”знакомости” происходящего, которое играет главную роль в создаваемом Чеховым эффекте. На самом деле, такая система, конечно, является художественной условностью. В настоящей жизни никто никогда не 568

    разговаривал так, как говорят герои Чехова
    Все они написаны в минорном ключе и приводят зрителя в состояние бессильной — возможно, восхитительно бессильной — депрессии





  • · · · − − − · · · , или О том, как полезно знать азбуку

  • Где бесплатно можно скачать книги для электронной книги????