• Hasta la victoria siempre! часть 2

• распродажа

• Если вы вдруг оказались посреди зелёных пейзажей равнин Украины или Краснодарского края, но такому сравнению мешают пальмы; если в городе вы видите американский автопром 50-60х годов в виде "Кадиллаков", "Доджей" и "Плимутов" и одновременно советский - 80х в виде "копеек", "шестерок", "Побед", ГАЗов и ЗИЛов, МАЗов и КАМАЗов - на одних и тех же дорогах; если все прохожие вам улыбаются, предлагают вам показать город и выпить немного рому, то, скорее всего, вы находитесь на острове свободы, как его многие называют, или на Кубе.

Вообще говоря, возможность поехать на Кубу у меня была ещё в марте 2008 года, когда на моё имя отцом даже была куплена путёвка, от которой я отказался из-за работы, и в итоге поехал в Египет. Сейчас я думаю, что всё случилось правильно. Ведь отец был, по сути, только в одном месте, где и я был бы вынужден находиться, поехав бы тогда с ним. Это место - Варадеро, туристическая резервация, где много наших соотечественников, полуостров с большим количеством гостиниц, на котором пейзажи мало чем отличаются от аналогичных им турецких и египетских. Если Вы желаете увидеть всю Кубу, то Варадеро - последнее место, куда я порекомендовал бы ехать. Не больше двух суток - такой временной лимит я определил бы для Варадеро.

Летели мы на самолётах авиакомпании Air France. Ничего особенного я сказать о ней не могу, вперёди по-прежнему лидеры в моём рейтинге - JAL и Lufthansa. Вылет из Москвы в 9:20, прилёт в Париж в 11:15. Стыковка - полтора часа: в 13:50 вылет в сторону Атлантики, и в 17:35 приземление в Гаване. Временная разница между Москвой и Гаваной - 8 часов.

Когда мы планировали поездку, решили для безопасности проводить профилактику гриппа в связи с обещанной пандемией: закупили тамифлю, амиксин и витамины и впоследствии принимали их в поездке каждое утро. На момент нашего приезда на Кубу ни одного случая заболевания свиным гриппом на острове не было зафиксировано. При входе в аэровокзал в Гаване всем пассажирам раздавали расписки, в которых необходимо было подтвердить, что в последнюю неделю ты не температурил, не кашлял и вообще не проявлял никаких симптомов гриппа. Эту бумажку мы отдали врачам, выстроившимся в заградительный кордон при выходе в город. Те внимательно смотрели нам в глаза в поисках патологии, а затем отпускали нас. Ещё в самолёте нам раздали миграционные карточки.

Все, кто планирует поездку на Кубу, должны понимать, что эта жёлтая бумажка там очень важна. В каждом случае, когда на Кубе нужен ваш паспорт, этот документ проверяется как его неотъемлемая часть. В случае её утери могут возникнуть большие проблемы с выездом домой. При прохождении паспортного контроля на миграционной карте ставят штамп о въезде в страну, при выезде - карта изымается.

Получить багаж может оказаться целым приключением! У нас это мероприятие заняло около 40 минут. После ожидания вещей у транспортной ленты они были найдены лежащими отдельно на полу в зале выдачи багажа.
    Первым делом при выходе в вистибюль аэропорта необходимо поменять валюту на местные деньги. На Кубе в ходу два вида денег: конвертируемая валюта (CUC, или кук) и песо. Куками расчитываются туристы за все виды товаров. Местное население также платит этими деньгами в большинстве случаев: в магазинах, на заправках, в ресторанах. Лишь в таких областях, как рынки, базары, фрукты у деревенских жителей и тому подобное в ходу песо и сентаво. Песо примерно равно 1/30 кука; кук, в свою очередь, эквивалентен американскому доллару, но по российскому курсу (т.е. примерно, 35 рублей). Брать для обмена на Кубу доллары крайне невыгодно, это существенная потеря в деньгах: как пример, в дьюти-фри при возвращении я решил расплатиться долларами за кофе стоимостью 3,5 кука, и с меня взяли 5 долларов. Так что делайте выводы и берите евро.
    Валюта обменивается на виду у людей, т.е. нет никаких кабинок, поэтому после обмена возникает сразу много желающих вас довезти "со скидкой". Лично я менял долго, так как пересчитывал деньги. Меня предупредили, что за обменщиками надо проверять, и не зря, потому что на 20 куков сначала дали меньше. Пришлось разбираться. Ну так вот, не успели мы отойти от кассы, как к нам подошли "частники" и предложили быстро и качественно прокатить.

Первым пунктом в нашей программе был полуостров Варадеро, находящийся примерно в 130 км от аэропорта. На Варадеро был забронирован номер в гостинице Sol Palmeras на 3 суток. Средняя стоимость, по которой поездка предлагалась "частниками", это 60-80 куков. Но нужно знать, что Варадеро - это туристическая зона, куда проехать можно через контрольно-пропускной пункт, и не всякий автомобиль проедет. Услуги официалов (такси со счётчиком) - в районе 110-120 куков. Такси беспрепятственно проезжают на полуостров.
    Итак, по соображениям безопасности и гарантированности быть в месте назначения мы выбрали такси, сторговавшись до 100 куков. Потом, когда почувствовали, что это не так близко (для сравнения Москва-Петушки) и у нас дома это стоило бы больше, решили, что выбор был правильным. Была возможность добраться и на автобусе за меньшие деньги, но вставал вопрос с временем. Всё это происходило в начале восьмого вечера, а уже в 20 - начале девятого на Кубе темнеет (по крайней мере - в мае), и в силу отсутствия освещения решить многие вопросы сложно.

На территории острова у нас было 2 недели, из которых лишь трое суток планировалось уделить Варадеро, чтобы, так сказать, отдохнуть после перелёта, сменить стресс на спокойствие, привыкнуть к новому распорядку и немного позагорать и искупаться. Остальное время мы хотели потратить на поездку по Кубе на машине по основным городам и пляжам. Я поехал отдыхать с другом, который привык к комфорту на отдыхе, отсутствию проблем с проживанием и едой; его можно назвать гостиничным туристом, который за н-ную сумму денег ожидает чувствовать себя в спокойствии и без забот о том, где ему ночевать в следующую ночь. Однако наши планы не ограничивались одними лишь гостиницами, более того, я старался, чтобы их было по минимуму. Поэтому передо мной ещё стояла задача сломать у друга стереотип такого отдыха.

Отель Sol Palmeras - один из многих в сетке Sol испанских гостиниц по всему миру. Если я продемонстирую несколько фотографий территории, я вряд ли чем-то удивлю завсегдатаев южных курортов.

Вместе с тем, отношение к туристам несколько лучше, чем, скажем, в Египте. Нет пренебрежения к русским, которое сквозит при общении с турками и египтянами из числа персонала гостиниц. Еда на Варадеро однозначно качественнее: на обед всегда присутствовали креветки и рыба на гриле, свежие овощи и фрукты, официанты достаточно услужливы.

Тратить время на описание этих трёх суток на Варадеро не хочу, рассказывать реально не о чем. Вы увидели несколько фотографий, выводы можно сделать самим. Могу лишь порекомендовать не брать там машину напрокат, как это сделали мы. Стоимость авто в турзоне примерно в полтора раза выше, чем в остальных пунктах. Наш выбор упал на Киа Рио.

Главное на Кубе в машинах - наличие кондиционера, автомагнитолы, надёжность подвески и главных агрегатов. При путешествиях на дальние расстояния таким образом получается бороться с жарой, тишиной и не всегда хорошей дорогой.