• Winter tour 2009

  • распродажа

  • Перед путешествием я пытался найти сайт компании Cubacar, однако не удалось. Вот адрес, который я узнал непосредственно на Кубе: www.transtur.com

    Не знаю, насколько надёжно бронировать авто заранее через интернет. Вполне вероятна ситуация, что выбранной вами машины по приезду в наличии не окажется, судя по необязательности, присущей кубинцам, и по стремлению заработать не всём, чем попало. Например, в нашем случае мы обратились в ближайший к гостинице офис Cubacar, где нам подыскали машину примерно за 70 куков в сутки. Но поскольку на Варадеро очень много автопрокатных контор, мы попробовали поискать ещё. Условий лучше не нашли. Вернувшись на следующий день в первое место, мы нашли там уже другого менеджера, который сказал, что указанная нами машина, по информации его коллеги, кем-то уже заказана. На это мы, естественно, ему сообщили, что мы и есть те самые люди, кто её забронировал. С не уверенным в наших словах видом менеджер набрал номер вчерашнего коллеги (или сделал вид, что делает это) и "не дозвонился". Конечно же, после этого последовало эксклюзивное предложение перебить бронь, но на других условиях, то есть немного дороже. Мы согласились, так как и этот вариант был лучше других. В итоге мы взяли Киа за 89 куков за сутки (с учётом страховки, возможности взять машину с полным и вернуть с пустым баком, платы за дополнительного водителя) и, таким образом, второй менеджер обманул собственного коллегу, переманив клиентов и заработав при этом больше. Однако, как ни крути, это всё же высокая цена за машину, что объясняется расположением этого офиса в туристической зоне. Как мы потом узнали, такую машину можно было взять при желании за 60 куков, но в другом месте.

    Итак, на следующий день, обнаружив авто на стоянке гостиницы, мы сняли якорь. До этого с нас содрали лишние деньги за телефонные переговоры. Поэтому, кстати, сделаю небольшое напутствие: считайте, сколько длится телефонный разговор из гостиницы при звонках домой - на этом легко обманывают.

    Да, я забыл написать о конфликте с сотрудником гостиницы (при том, что упомянул о добродушности персонала :)). Всё дело было в отсутствии ключа для сейфа. Этот сотрудник пообещал выдать ключ на следующий день, если в течении суток мы сдадим к нему на хранение свои деньги и документы. На вопрос "в чём смысл такой хитроумной замены" был дан ответ "таков порядок". Нас такое объяснение не устроило, и мы не стали ничего сдавать.
    На следующий день был другой человек который объяснил смысл затеи: механик, подбирающий ключ в номере, не может приступать к работе, пока в сейфе лежат какие-либо ценности. Такое объяснение поддавалось логике, и мы отдали вещи. Однако вышедший на смену первый сотрудник, к моему возмущению, отсрочил выдачу ключа ещё на день. Причина в его словах снова как-то смазывалась. При этом, особо не церемонясь, он просто развернулся со словами, что у него на меня времени нет. Меня тут же как будто переключило, и я нашёл директора гостиницы. Директор, в свою очередь, нормально объяснил, что предыдущие постояльцы просто забыли сдать ключ, а такое изделие так сразу не изготовишь (ключ металлический, как от амбарного замка). Затем он поторопил того сотрудника, и нам выдали ключ уже через часа три.

    Вообщем, я рассказал о всех тех особенностях гостиниц, которые как раз толкают путешествовать именно таким образом, как это впоследствии получилось у нас. Так что, в большей части, гостиницы на Кубе надо исключать.

    Итак, поговорив с родственниками, мы загрузились в авто и выдвинулись в сторону первого пункта нашего маршрута - города Санта-Клара. Расстояние от Варадеро до Санта-Клары составляло примерно 180 км, это можно было легко рассчитать по карте автодорог Кубы. Надо сказать, карты, которые выдавали автопрокатные конторы, были значительно хуже того, что можно купить в московском "Библио-Глобусе". Карта, приобретённая в нём, была раза в два больше и подробнее кубинских, и можно было вполне надеяться не заблудиться. Вот пример одной и той же местности на обеих картах.

    Однако с автодорогами Кубы есть несколько особенностей. Во-первых, указатели городов есть не всегда и не везде, поэтому хорошо бы уметь ориентироваться в незнакомой местности. Хорошо, когда они попадаются в таком виде:

    Хуже, когда так:

    Во-вторых, несмотря на качество карты, действительность с ней не всегда совпадала: Т-образные перекрёстки на карте выглядели как крестообразные на самом деле, дорога могла просто-напросто закончиться, а начаться гравий и т.д.

    И в-третьих, въезд в небольшой город и проезд его по прямой через основную улицу далеко не всегда обещал выезд из него, так как дорога могла в итоге закончиться тупиком в каком-нибудь глухом дворе. Так, например, случилось, в Колоне - одном из первых городов средней величины, который мы проезжали.

    Помню, заехали мы в деревенские кварталы, где несколько местных аксакалов замахали руками, дескать "не туда". В итоге, дорогу объяснил старик, проводивший нас на велосипеде до нужной развилки. Он был несказанно рад, получив за это полкука.
    Вывод такой: при въезде в города внимательно следите за указателями и знаками "главная дорога"; если их нет, включайте интуицию и знание испанского языка.

    Вот подборка фотографий по дороге.


    В Санту-Клару мы въехали около 5-6 часов вечера. Как я уже сказал, в 8 часов вечера в мае начинает темнеть и это происходит стремительно.

    Перед вылетом на Кубу я получил множество ц/у от своей коллеги, побывавшей там в ноябре 2008 г., и некоторую полезную информацию, как, например, адреса, где можно снять апартаменты. Поскольку гостиницы на Кубе достаточно дорогие, апартаменты (или касы) составляют им серьёзную конкуренцию, особенно среди тех людей, кто привык считать деньги. Деятельность по предоставлению жилых помещений на Кубе является официальной. Хозяева таких домов зарегистрированы в специальном государственном органе, перед которым периодически отчитываются документально и материально. Ежемесячные отчисления в бюджет для них составляет 200 куков. Это значительная сумма с учётом того, что среднемесячная зарплата на Кубе не более 15 куков. Владельцы кас ведут специальный журнал, куда вносят данные (в том числе ФИО, реквизиты паспорта, гражданство) о постояльцах, каждый из которых в нём должен расписаться. Журнал во всех городах одинаковый (судя по всему, установленной формы) - со страницами синего цвета. Над входом в касы в большинстве случаев висит знак в виде буквы "Т", имеющей основание, и надписью "Arendator divisa". См. низ фотографии

    По нему как раз можно найти апартаменты и с уверенностью стучаться в дверь.

    Как и гостиницы, касы бывают разные по уровню комфорта. Как правило, хорошее впечатление оставляют чистые, со вкусом обставленные касы колониального стиля с высокими потолками. Вот пример приличного дома в Санта-Кларе, в котором мы были, но не остановились из-за отсутствия свободных мест.

    В таких домах в индивидуальных комнатах всегда есть кондиционер. Правда, есть неудобство - он всегда очень шумный, и всю ночь при нём спать сложно. Средняя стоимость комнаты на двоих в таких касах составляет 20-25 куков (по сравнению с 100-130 куков - номер в гостинице). Сюда входит, собственно, проживание, а также завтрак (об этом надо договариваться сразу). По желанию, хозяин касы может приготовить и обед, и ужин, но за отдельные деньги (около 10 куков).
    Конечно, лучше, если при въезде в город у вас уже есть адрес пары-тройки апартаментов. Иначе не успеете вы остановиться, как к вам обязательно подойдёт желающий получить с вас деньги за свои услуги: показать вам дорогу до известной ему касы и недорогого ресторана. При этом хозяин касы будет вынужден также отдать пару куков зазывале, поэтому для первого, конечно, лучше, если вы сами его найдёте.

    Так, въезжая в Санту-Клару у нас имелся этот адрес касы:
    Mercedes Medina y Oscar Cruz (хозяева)
    Carretera a/ Camajuani Km. 1 No.40a
    Reparto Acuario. Santa Clara
    Telef. 21-6749

    Там я не был, поэтому не могу сказать, хорошо ли там. Но адрес я получил от своей коллеги, а она не станет останавливаться где попало.

    Но проблема была в том, что у нас не было карты города, по которой можно было бы найти дом. Мы в некотором замешательстве поездили по узким улочкам. Да, кстати, движение на средних и маленьких улицах практически всех кубинских городов одностороннее. Улицы разделяют города по квадратам, как по классической схеме Нью-Йорка или района Измайлово в Москве. Вы едете по улице и у вас либо приоритет - знак "главная дорога" (он такой же, как в России), либо вы должны пропустить (знак уступи дорогу отличается от нашего тем, что он в круге, а в центре написано "Pare") (при приближении видно):

    Но почти всегда на пересечениях таких улиц можно повернуть только в одну сторону. В какую именно - можно понять по стрелкам на стенах домов, расположенных на перекрёстке (это видно на фотографии).

    Так вот, мы медленно ездили по этим самым улочкам, стараясь не задеть велосипедистов (а они там не менее уважаемы, чем автомобилисты, и к тому же ездят не друг за другом, а рядом, из-за чего занимают место по ширине как авто), гужевые повозки и просто идущих людей. Скоро мы заметили, что сзади за нами постоянно следуют два велосипедиста и что-то показывают знаками. Честно говоря, в первый день поездки я, а особенно мой друг, чувствовали себя не совсем в своей терелке. Нас напрягало, что отовсюду на нас и внутрь машины пристально заглядывает местное население так, словно хотят чем-то поживиться. Так же нас напрягали и два этих велосипедистов.
    В итоге, мы заехали на центральную площадь и остановились подумать. Следовавшие за нами кубинцы подъехали и не особо навязчиво стали предлагать показать проживание и всё в этом духе. Несмотря, что адрес у нас был, мы немного растерялись и позволили показать дом. Домом оказался тот, что выше на фотографии. Постепенно мы поняли, что ребята нормальные, так как в конечном счёте мы остановились в других, но более или менее приемлемых апартаментах (похуже, чем то, что я показал, но всё равно хорошо). Вот визитная карточка этого места с необходимой информацией:

    вот фотографии интерьера

    и экстерьера

    Парни ещё помогли с недорогим, но уютным рестораном.

    Я представить не могу, где в таком городе может продаваться карта, а кубинец отъехал на велике на три минуты и вернулся уже с ней. На всякий П публикую карту Санта-Клары.

    Вообщем, ребята заслуженно получили три кука и уехали.

    Почувствовав наконец определённость, мы поели и немного поездили по городу. Побывали рядом с момументом "Ернесто Че Гевара"

    и пофотографировали город с местных Воробьёвых гор

    Ближе к сумеркам мы вернулись домой и почти уговорили бутылку рома благодаря подходящей для этого закуске гуаве, папайе и манго.

    На следующий день была запланирована поездка на острова Кайо Санта-Мариа, Кайо Коко и Кайо Гильермо. Но об этом в следующий раз.











  • Winter tour 2009

  • распродажа