• Анатолий Жигулин, Черные камни

  • Хоригути Дайгаку (1892-1981)

  • Вчера ходил на так называемый творческий вечер так называемого местного поэта. Много эмоций? как бы не так. Эмоция одна - злость и ощущение того, что бьешься головой в кирпич.
    Удивительно, сколь все эти поэты любят собирать вокруг себя кучку аналогично мыслящих созданий. Я знаю - перед каждым своим концертом они старательно обзванивают всех знакомых и не слезают с телефонной трубки до тех пор, пока те не поклянутся, что они будут, будут, непременно будут. Но и тогда их встречают у самого входа в бибилиотеку и поштучно провожают в зал (очевидно, чтобы по дороге не сбежали).
    Сказать, что концерт (ах, простите - презентаци книги!) был из рук вон плох, значит назвать собаку Баскервиллей милой моськой. Сам автор, обряженный во все возможные регалии (моряк, подводник), удосужился прочитать первые строчки только через 40 минут после начала. До того: читала работница библиотеки (пожилая дама с хорошо поставленным голосом и фальшивым тоном), пел местный баритон, убеленный сединами и поглядывавший на зал поверх очков, местная же бардша, слабым голосом задыхавшаяся над гитарой. Сам поэт в это время вытягивался за креслом, устремляя прочувствованный взгляд в потолок и, кажется, млел от собственной гениальности.
    Стихи - потрясающие. "Мать ждАла, ждАла"; "на дорогу глядЯ"... В одном стихотворении прямо сказано, что российский флот гибнет оттого, что моряки не могут встречаться "на ресторанной меже". В другом - что на Севере подводные корабли летят по небу, как на разноцветных санках. Эти поэты легко скрещивают (куда там генетике - продажной девке империализма!) такие слова, как "Русь" и "наукоград", не чуя, что они из разных опер. Несколько килограммов пафоса, огромное количество самомнения и никакой вообще самокритики. Никакой. Некоторые стихотворения я слышал уже в 3-4 раз, ибо по долгу службы посещаю данные культмассовые мероприятия, - они не меняются. Автор (реально!) рифмует "день-тень", читает это из года в год, и не чует, что это можно изменить.
    Размер, рифма, ритм - это все не в чести. Мало того. Уж на что сдержанно отношусь к критике содержания - я больше по технике - но тут и я не могу удержаться. Вроде бы этот поэт (и, самое скверное - далеко не только он) пишет на вечные темы - война, героизм, родина, мать ждет погибшего сына, и т.д. - но скверный пафос, пропитывающий эти стихи, плюс ужасающая бесграмотность начисто убивают все благие намерения. А безграмотность там действительно ужасающая.
    Учителя привели кучку детей, чтобы те послушали стихи и "прониклись". Что вырастет из ребенка, слушающего такие стихи? В лучшем случае он будет равнодушен к поэзии. В худшем - сам станет писать такие же. К счастью, эти дети шептались и болтали. Потом их коллективным табунком погнали на сцену фотографироваться с сияющим поэтом.
    А в конце, разумеется, начались славословия. Полезли на сцену, как тараканы, какие-то старушки, уверявшие, что весь концерт они плакали навзрыд от избытка чувств, какой-то старичок предлагал каждому моряку вручать книгу этого автора. Подхалимство, дешевые букеты, огромные открытки и странные подарки, преподносимые при всем зале, но в непрозрачных пакетиках. Потому что каждый присутствующий поэт таким образом зарабатывает себе слушателей на свой концерт. Тот, кто пришел на этот - должен отдарить следующего выступающего ответным приходом. Вот так кукушка и хвалит петуха...

    Куда же делось критическое мышление людей? Почему же они готовы воспринимать, глотать любую дрянь, лишь бы она была? Не могу понять. Не могу.








  • Анатолий Жигулин, Черные камни

  • Хоригути Дайгаку (1892-1981)