• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598

  • (Отредактировано 6 мая 2009)

    1997 год

    Режиссер Билл Дьюк

    В ролях Лоуренс Фишберн, Тим Рот, Энди Гарсия, Ванесса Уильямс

     

     «Хотели как лучше»

    Через некоторое количество лет после съемок «Клуба Коттон» было решено сделать похожий фильм, но с «правильной» в социальном отношении моралью. Так появились «Гангстеры».

    Сюжет вкратце таков. Бампи (чернокожий бандюга из ленты Копполы, которого играет тот же Фишберн) выходит из тюрьмы и возвращается под начало Королевы («крестная мать» гарлемской мафии в исполнении Ванессы Уильямс). В это время Голландец Шульц (Тим Рот) пытается превратить Гарлем в свою сферу влияния. Он ужасно хочет самолично получать бабки от «королевской» лотереи, являющейся, судя по фильму, единственной надеждой бедного негритянского населения. Благородная Королева, которая «посреди нищего Гарлема жила буквально на золоте, надевала шикарные шмотки и посещала оперу»*, старается не допустить этого беспредела, но подкупленные Шульцем полицейские арестовывают ее.

    С этого момента «дела» переходят в руки Бампи. Он, крутой черный парень, начинает серьезную борьбу с зарвавшимся Голландцем. Параллельно бандит сентиментально ухаживает за фифой по имени Франсин. То есть со стихами, танцами и прочим, чем там полагается. Потом девушка его все-таки бросает, узнав, что тот, оказывается, бандит (интересно, почему Франсин раньше не задавалась вопросом, откуда у нее килограммы жемчуга и огромный дом при безработном муже?..) Но не стоит волноваться, в конце фильма между влюбленными голубками все стало вновь хорошо!

    Теперь немного о главном герое. Список достоинств Бампи не ограничивается поэтическим дарованием  и внушительной внешностью. Герой, как говорится, «хитер, и быстр, и дьявольски умен». Кроме того, он необыкновенно совестлив и чувствует безмерную любовь к своим чернокожим собратьям. Именно поэтому его часто можно увидеть на улице (когда он вылезает из своей дорогой тачки), раздающим бедным деткам гроши.

    Итак, сюжет. В конце концов Бампи удается провернуть ловкую аферу, в результате чего гибнет половина Гарлема, а Шульца убирает Счастливчик Лючано из первого фильма (Энди Гарсия). Но на этот раз – в результате хитрого плана крутого черного гангстера. Ну а как же иначе-то. Правда, «было не очень понятно, почему Бампи считал это победой, причем настолько богоугодной, что даже имел наглость отправиться в церковь, куда не ходил лет десять»*.

    Ладно, недостатки концепции в общем и сценария в частности уже отметил в своей рецензии Алекс Экслер (см. ссылку внизу). Я же хочу сосредоточиться на тех моментах, которые, на мой взгляд, он недостаточно раскрыл, а именно на идиотских персонажах.

    Единственный персонаж, который мне там понравился, был Счастливчик Лючано. Вот кто был и цельным, и прикольным (со своими «фишками»), и более-менее уместным. Спокойствие, обусловленное сознанием своей величины, любовь к роскоши и к роскошным женщинам, лаконичность – и вот перед нами удивительно гармоничный образ состоявшегося  (в своей области) человека, понимающего, кто он и зачем. Сцены с его участием в основном поражают своим вкусом и умеренностью на фоне остального бреда. Особенно запомнилось пение в капелле.

    Все остальные герои – это беда. Мало того, что был потерян так вкусно и ярко сделанный в «Клубе Коттон» образ самого Бампи. Режиссер добавил еще несколько персонажей, включая совершенно бессмысленную возлюбленную Бампи и латанного-перелатанного «толстого доброго черного парня» в качестве его брата. То, что произошло с героем Тима Рота – это просто уму непостижимо. Уровень его игры в «Гангстерах»– троечка с плюсом, да и то благодаря нескольким сценам, которые просто было невозможно сыграть из рук вон плохо (это, прежде всего, эпизод с отрезанными яйцами, ну, и смерть Голландца). В «Гангстерах» Шульц предстает не столько психопатом, сколько просто неким маленьким вредным человечком, непонятно почему и как выбившимся в крутые бандиты. Невозможно поверить, что его играет звезда «Четырех комнат», «Роба Роя», «Маленькой Одессы». А ведь это все, в общем, персонажи «одного поля» из обычного амплуа актера. Короче, я была очень разочарована этой ролью. Во многом потому, что ожидала чего-то такого, такого…

    Теперь поговорим о концовке. Это – просто кульминация уровня идиотизма. Помимо неоправданного пафоса здесь еще наблюдаются весьма оригинальные операторские приемы. В частности, когда Бампи входит в церковь, он поднимает глаза наверх. Камера движется за его взглядом. Как вы думаете, что же появляется на экране? Я понимаю, что в это невозможно поверить, но на экране появляется КРЕСТ!!!

    Итак, резюмирую. Фильм «Гангстеры» имел небольшой шанс быть успешным… Но только в том случае, если бы до этого Коппола не снял «Клуб Коттон».

    ·        См. великолепную рецензию на этот фильм Алекса Экслера, которая находится вот тут: http://www.exler.ru/films/18-05-2001.htm

     


  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598