• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598

  •  

     

    (17 декабря 1919 года - 16 апреля 2010 года) 

    Кардинал Фома (Шпидлик) скончался 16 апреля с.г. в Риме в возрасте 90 лет в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, своего небесного покровителя.

    Фома (Шпидлик) родился 17 декабря 1919 г. в моравском городе Бошковице (сейчас – Чешская республика). В 1938 г. он поступил в университет города Брно на философский факультет, который был закрыт в 1939 г. с началом нацистской оккупации, а через год, в 1940 г., он вступил  в новициат Общества Иисуса (иезуитов) в Бенешове близ Праги. В 1942 г., когда Бенешов был оккупирован фашистами, новициат был перенесен в моравский Велеград, где находится гробница равноап. свт. Мефодия, архиеп. Моравского († 885). 24 сентября того же года он принес монашеский обет. По окончании Второй мировой войны его направили в голландский Маастрихт, где 22 августа 1949 г. он был рукоположен в священника. Годом позже во Флоренции он закончил прохождение полного цикла в Обществе Иисуса с «третьим годом испытаний».

    В 1951 г. его пригласили в Рим для работы на Радио Ватикана, где он вел программы на чешском языке. Воскресные проповеди о. Фомы на радио снискали ему большую известность и были переведены на итальянский, польский и румынский языки. В течение 38 лет о. Фома (Шпидлик) был духовником старейшей Папской богемской семинарии Непомучено в Риме. В июне 1955 г. он защитил докторскую диссертацию в Папском Восточном институте в Риме: сферой его научных интересов были патристика и духовная традиция восточного христианства, он стал одним из ведущих католических богословов - специалистов по Православию. Если его учитель о. Ириней (Осэр) (http://curator2008.livejournal.com/2006.html) заложил научные основы изучения восточнохристианской духовности, то, без сомнения, о. Фома (Шпидлик) наполнил его жизненным содержанием, благодаря чему его работы сегодня представляют собой не только исторический экскурс, но и подлинное богословское откровение.  

    В 1989 г.  он был избран «Человеком года, 1990» Американским Библиографическим институтом, а спустя год тот же институт провозгласил его «Наиболее выдающейся личностью десятилетия». С 1991 г. он жил и работал в римском «Центро Алетти», специализирующемся на изучении восточнохристианской традиции в аспекте проблематики современного мира. 26 июля 1992 г.  о. Фома (Шпидлик) стал почетным гражданином чешского города Угерский Брод, где родился известный педагог и богослов Ян Амос Каменский (1592–1670). В апреле 1994 г. он стал также почетным гражданином французского города Труа после выхода во Франции своей книги «Русская идея».  

    14 ноября 1994 г. состоялась инаугурационная лекция профессора о. Фомы (Шпидлика) в Папском Восточном институте на тему «Возвращение к духовной традиции восточного христианства». В 1997 г. он был удостоен докторского звания honoris causa в румынском университете Клужа и чешском университете Оломоуца. В мае 1999 г. Пражский университет также удостоил его докторского звания honoris causa.

    С марта 1995 г. о. Фома (Шпидлик) стал духовником Папы Римского Иоанна Павла II и его Курии. 21 октября 2003 г. Папа Римский Иоанн Павел II возвел его в достоинство кардинала в знак признания богословских заслуг чешского клирика.

    Его хорошо знали и любили в России, где он неоднократно принимал участие в церковно-научных конференциях – в честь Тысячелетия крещения Руси в Киеве (1986), где он причащался в Киево-Печерской лавре, в память 600-летия преставления преп. Сергия (Радонежского) в Москве (1992) и др.

    Одним из первых и, пожалуй, единственным из духовных лидеров современности кардинал Фома (Шпидлик) написал молитву после всколыхнувшей весь мир трагедии Беслана.


    Молитва за детей Беслана
    кардинала Томаса Шпидлика

    Господи Иисусе, Спаситель мира,
    Твой приход в мир сопроводила гибель
    невинных младенцев Вифлеема.
    Их замучил грех человека,
    боявшегося потерять свое земное царство,
    поэтому Ты принял их в славу небесного Своего царства.
    Ты ведаешь, сколько невинных детей
    и поныне погибают от преступлений взрослых,
    такой ценой оберегающих собственную жизнь.

    Припадаем к спасательным для мира деяниям Твоим.
    Пошли нам благодать, чтобы кровь невинных
    принесла обильные плоды
    преобразила наше общество,
    обуздала насилие и смерть,
    помогла нам увидеть наши грехи и очистила сердца наши
    ибо Ты кроток и смиренен сердцем,
    воистину Жив и царствуешь во веки веков.

    Аминь.

    Своего рода духовным заветом о. Фомы (Шпидлика) стали строки из его книги «Духовная традиция Восточного христианства», переведенной на русский язык (Фома (Шпидлик). Духовная традиция Восточного христианства. Систематическое изложение. М.: Паолине, 2000): 

    Постоянная память о Боге 

    В мире, отмеченном забвением Бога (λήθη), целью созерца­ния становится установление непрерывного единения с Господом, «видение» Бога во всем (Таким образом, слово αλήθεια, истина, означает то, что, напротив, не­скрыто, незабытое; см. Grégoire de Nazianze, с. 1 слл.). Выражение μνήνη Θεού принадлежит Филону и имеет отношение к стоикам, но сама идея взята из Библии (Трактовка Филона напоминает отшельничество терапевтов, посвятивших себя всецело мысли о Боге (О жизни созерцательной 26, под ред. L. Cohn и С. Wendland, t. 6, Berlin 1915, ce. 52-53); для стоика Зенона память есть «сокровищница образов» (Arnim, SFV I, с. 19, п. 64); H. J. Sieben, Мneme Theou, DS 10, coll. 1407-1414). Монахи, ищущие ее, видят в ней ангельскую литургию (См. Ефрем, греч. пер., Блаженства 10, под ред J. S. Assemani I, Roma 1732, с. 93).

    Ясно, что не все авторы одинаково рассматривают это «внима­ние Богу» и способы его достижения. Евагрий подразумевает под вос­поминанием движение духа «невещественного к Невещественному» (О молитве 66, PG 79, 1181а, I. Hausherr, Les leçons.., с. 93). Но подобное «воспоминание» никогда не может стать «непрерыв­ным», потому что это психологически невозможно для существа, так тесно связанного с материей и житейскими заботами. И все-таки мысль о Боге для христиан должна быть привычнее самого дыхания" (Григорий Богослов, Беседа 27, 4, PG 35, 16 bc).

    Таким образом, духовность постоянной памяти о Боге не мо­жет отождествляться с высшей степенью «истинного гнозиса» Евагрия; она не страшится образов и повседневной жизни. Не всегда являясь знанием, она всегда остается сознанием, постоянным рас­положением (διάθεσις αγαθή), «страстным желанием угодить Богу», всегда присутствующей и всегда действующей причиной любого человеческого деяния (Василий Великий, см. La sophiologie de S. Basile, ce. 45 слл.).  

    Краткая библиография о. Фомы (Шпидлика): 

    Joseph de Volokolamsk. Un chapitre de la spiritualité russe // Orientalia Christiana Analecta (OCA). Roma 1956
    La Sophiologie de Saint Basile // OCA. Roma, 1961
    La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Le coeur et l'Esprit // OCA. Roma, 1965
    Grégoire di Nazianze. Introduction à l'étude de sa doctrine spirituelle // OCA. Roma, 1971
    Breviario patristico. Un anno in compagnia dei Padri délia Chiesa // Gribaudi. Torino, 1971
    La spiritualité de l'Orient chrétien. Manuel systématique // OCA, Roma, 1978
    Les grands mystiques russes // Nouvelle cite. Paris, 1979
    La spiritualité russa, Edizioni Studium. Roma, 1981
    La spiritualità dei Padri greci e orientali, Edizioni Borla. Roma, 1983
    La Spiritualité de l'Orient chrétien, 11. La Prière // OCA. Roma, 1988
    Авторитет книги в древнерусском монашестве // Тысячелетие крещения Руси. Материалы международной церковно-исторической конференции . Киев, 21 июля-28 июля 1986 года. М., 1988. С. 211-215
    Manuale fondamentale di spiritualità // Piemme. Casale Monferrato, 1993

    Редкая видеосъемка 2008 г. праздничной мессы, возглавляемой кардиналом Фомой (Шпидликом), в римской базилике Санта Цецилия в Трастевере.

     






























  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598