• Интеллектуальные беседы :)

  • My Top 100

  • ВАРИАНТ ЭПИЛОГА.

     

    «Господи! Благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо, что Ты сделал жизнь и смерть такими, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа…»

    Б.Пастернак, из письма Н.Табидзе.

     

    Идет время. Но проходит не все. Напротив, новое время придает духовным свойствам человеческой природы новую глубину и звучание, в том числе и дару творчества. Тема человека-художника и его отношения к великому Первообразу и Творцу – Источнику всех дарований – из тех, что мы называем непреходящими, вечными.

    Прошли годы. С моим исследованием ознакомился довольно широкий (насколько это оказалось возможным) круг друзей, коллег, людей церкви и театра, некоторые из них довольно известны. Время только подтвердило и важность темы, и то, что она, как все живое, не стоит на месте. Мое «досье» постоянно пополняется. Как, впрочем, пополняется и список ролей, больших и малых, к которым я теперь отношусь совсем иначе.

    Думаю, будет правильным закончить исследование наиболее важными, на мой взгляд, фрагментами положений, высказываний, публикаций, так или иначе отвечающими на вопрос о богоугодности театрального дела. Что называется, без комментариев.

     

    Диакон Андрей Кураев, профессор богословия:

    «Сегодня невозможно говорить о противостоянии Церкви и театра, так как сам театр очень многолик. Я бы не советовал церковным проповедникам при беседе с современными актерами ограничиваться цитированием суждений древних святых отцов о театре. Это не формулы на все времена… За истекшие полтора тысячелетия возник феномен христианской культуры, у Церкви появились дети, и среди них театр. И в условиях нынешнего примитизирования массового сознания, всеобщей макдонализации нашей жизни, театр Чехова необходимо сохранить. Сегодня театр может быть союзником Церкви. …Для Церкви сегодня главный вопрос в том, какое мировоззрение утверждается с помощью того или иного художественного метода. И Церковь не запрещает работы актера, а лишь замечает, что его занятие стоит в ряду духовно опасных, таких как, например, профессия судьи («не судите, да не судимы будете»), учителя («немногие становитесь учителями») и, кстати, богослова («зачем ты говоришь о Боге, вместо того, чтобы говорить к Богу»). …Необходимо, чтобы кто-то, рискуя собственной безопасностью, мог помочь другим. И, тем более, актер нуждается в помощи церковных таинств, в молитве о нем и молитве своей ». 26

     

    Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский:

    «Нигде никогда Церковь не выражала своего несогласия с изображением евангельской истории и с использованием для такого изображения тех или иных форм искусства.

    Я вспоминаю, как еще в советское время, была дана возможность многим из нас познакомиться с фильмом под названием «Евангелие от Матфея». Я со страхом шёл тогда в кино, чтобы посмотреть этот фильм, потому что опасался, что это какая-то антирелигиозная задумка. На самом деле, фильм оказался очень достойным. Там Спаситель был изображён, но лица его не видно. То воздух раздувал волосы, скрывая его лицо, то лицо было в тени. Вот это неизображение Спасителя в драме, в фильмах, очень, как бы, близко в понимании православных людей. Когда же Спаситель изображается, то мы это воспринимаем, конечно, не как часть нашей традиции. Но здесь зависит очень многое от того, как Он изображается, и что в результате этого изображения мы имеем. И если изображение Спасителя для кого-то помогает понять Его образ, смысл Его страданий, то тогда нужно возблагодарить Господа. Если хотя бы один человек в результате этого изображения становится верующим, и никто не теряет веры, нужно за это возблагодарить Господа. Поэтому хочу сказать: нет никаких правил в Православной Церкви. Есть некое чувство меры, чувство такта, чувство приличия. Есть некое благоговение, которые, конечно, должны приниматься всякий раз во внимание, когда художник приступает к изображению образа Спасителя. Будь то полотно, книга или кинематограф».27

    И, наконец, сегодня мы располагаем соборным определением самой Церкви, о важности и необходимости которого говорил архимандрит Зинон. Оно сформулировано в основополагающем документе, принятом на  Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

    «Проповедуя вечную Христову Истину людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Церковь делает это посредством культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам. То, что осознано и пережито одними народами и поколениями, подчас должно быть вновь раскрыто для других людей, сделано близким и понятным для них. Никакая культура не может считаться единственно приемлемой для выражения христианского духовного послания. Словесный и образный язык благовестия, его методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста.

    Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела, предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу.

    …Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу».28

    Псков, 2005 г.

    28 «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», гл. XIV, 2. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, 13-16 августа 2000 г., Москва.




     

     

     



     

     

     

     

     






  • Интеллектуальные беседы :)

  • My Top 100