• Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Недавно, как раз после лекции по драматургии повседневности, я проходила мимо родной музыкальной школы. И я подумала, почему бы ни взять для анализа ситуации (или если говорить в терминах  драматургического подхода, - спектакля) школьный концерт в детской музыкальной школе.

     

    Название спектакля: концерт в детской музыкальной школе

     

    На обычных школьных  концертах основную публику составляют, как правило, преподаватели музыки, родители и сами исполнители. Основной функцией таких концертов является подготовка юных дарований к большим концертам (т.е. отчетным, экзаменационным, праздничным), а также к конкурсам.

     

    Поведение публики строго регламентировано: в зал нельзя входить во время исполнения произведения, никто не ходит по актовому залу во время исполнения, звук телефона принято выключать, по окончанию исполнения каждого произведения ученикам аплодируют.

     

    Поведение, внешний вид исполнителей (учеников школы) тоже определено. Это касается как обязательного поклона перед залом, так и стиля одежды. Причем, форма одежды «белый верх, черный низ» для индивидуальных исполнений никогда не была обязательной. Когда играют в четыре руки или дуэтом, трио и т.д.,  то исполнители должны одеваться примерно одинаково. Преподаватели музыки с начальных классов отрабатывали с учениками выход на сцену и поклон. Для исполнения в четыре руки особым писком было, чтобы исполнители одновременно поклонились до  и после  выступления, а также чтобы непременно одновременно сняли руки с клавиатуры.    

     

    Сценарий спектакля:

    Логика концерта четко определена. Например, если это экзаменационный концерт, то выступления начинают самые младшие ученики и заканчивают выпускники. Порядок выступлений может также определяться преподавателями: например, сначала идут все ученики Ивана Ивановича Иванова по возрастанию – от 1 до последних классов, потом – все ученики Марии Ивановны Сидоровой и т.д.

     

    На отчетный концерт попадают только лучшие ученики, и здесь порядок выступлений уже определяется названием произведения. Однако, не смотря на это, концерт закрывают, как правило, старшеклассники (видимо, для сохранения наилучшего впечатления от концерта).

    Принимая  во внимание такую логику, старшеклассники (в мое время) могли спокойно опаздывать на концерт (даже не зная очередности выступлений). К тому же это было вполне разумно, потому что, во-первых, все равно места  и инструментов, чтобы разыграться  перед концертом не хватало, во-вторых, до выступления нельзя много тренироваться, иначе можно, как говорят, переиграть или сорваться на сцене.    

     

    Социальное время и границы социального пространства:

    Естественно, что время концерта ограничено.так, например, если ученик придет на экзаменационный концерт на следующий день, то у него никто не примет игру.

     

    Следует отметить, что концерты обычно длятся по времени больше, чем запланировано. Поэтому иногда если ученик опоздал на свое выступление, то, скорее всего, ему дадут выступить позже.

     

    Если говорить о соотношении времени и пространства, то, казалось бы, что ученик, имеющий страх выступления перед публикой, мог бы сыграть экзаменационную программу в классе своего преподавателя наедине сам с собой или у себя дома. Или ученик мог бы отыграть свои пьесы в том же концертном зале, но на репетиции. Однако тогда не будут зачтены его успехи комиссией.

     

    Режиссура:

    Характер концерта определяется поводом его проведения. Так, концерт, приуроченный ко Дню Победы, будет отличаться по репертуару от концерта для детей из детского дома.

     

    Подбор актеров:

    Здесь надо сказать, что уровень школьного концерта сразу меняется от присутствующих лиц на концерте. Помню, как меня маленькую 8-летнюю девочку пугали, что будет сам завуч или сам директор, поэтому я должна более серьезно готовиться к этому событию. Или, например, когда непонятно каким образом на отчетный концерт заносило преподавателей из школы Десятилеткипри всем параде) был на концерте и т.д. или каких-нибудь музыкантов-композиторов из Дома Композиторов, то и формат концерта сразу менялся: весь преподавательский состав (

    Таким образом, концерт превращался, как Вы говорили на лекции, в полный фарс.

     

    Декорации:

    Формат проведения концерта мог меняться благодаря смене места проведения мероприятия. Так, концерт по поводу юбилея школы  - в Пушкинском Доме, а например, отчетный концерт  - во Дворце Белосельско-Белозерских.  

     

    Костюм:

    Как уже отмечалось выше, внешнему виду, одежде придается большое значение на школьных концертах. Самое распространенное представление о сценической одежде музыканта – это черный низ, белый верх. Но естественно только этим не ограничивается. Основное неписанное правило – это нарядно и строго. Причем, надо заметить, что степень свободы в одежде для выступлений (естественно, не в больших концертных залах) находилась в прямой зависимости от уровня игры исполнителя.  

     

     

     



  • Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06