• Игра. Пуст - Путешествие в смерть. Глава 001.

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”

  • Посмотрел недавно новый фильм Бита Такэси (он же Такэси Китано) «Ахиллес и черепаха». Фильм произвел на меня глубокое впечатление своей глубиной и лиризмом. Не стану корчить из себя большого знатока творчества этого японского режиссера, скажу только, что, на мой взглялд, Китано очень неровно снимает фильмы - предыдущий просмотренный мной фильм («Банзай, режиссер!») не произвел на меня какого-либо особенного эффекта. Думаю, я в этом ощущении был не одинок. Слышал не слишком восторженные отзывы о «Такеши'з». (А мнению сказавшего это человека я доверяю.)
    И вот снова удача. Мне трудно сказать, насколько широкий успех имел этот фильм у широкой публики, –  его показывали в «Уссури», правда очень короткое время и почти без рекламы, – но среди ценителей творчества Китано, уверен, он получит (уже получил) свое признание.
    Надо сказать, что тема фильма напрямую пересекается с уже упомянутым мной «Банзай, режиссер!». Однако в отличие от последнего, лишенного какого-то определенного сюжета, новый фильм Китано «Ахиллес и черепаха» сюжетно более целостен и понятен даже неискушенному зрителю. В основе ленты – история человека по имени Курамоти Матису, подающего надежды художника-самоучки.
    Уже само подчеркнуто неяпонское имя мальчика (данное ему, вероятно, отцом, состоятельным предпринимателем и меценатом) как бы подталкивает его к карьере художника. Мальчик и в самом деле подает надежды. Окружающие хором пророчат ему – искренне или из желания угодить отцу – великое будущее, но семейная трагедия нарушает намечающуюся идиллию. Судьба бросает Матису по жизни, но, где бы он ни оказался, повсюду его преследует страсть к рисованию.
    Постепенно желание стать художником становится навязчивой мыслью. Матису уже недостаточно творить – он жаждет признания, но художнику-самоучке дорога в художественные галереи закрыта. Мир коммерческого искусства выдвигает свои требования, которым герой тщетно пытается соответствовать. Чтобы стать «современным», а значит востребованным и успешным, он подходит к самой грани, порой даже свешиваясь за край. Подобно Ахиллесу, достигая одной точки, где еще мгновение назад была черепаха, он безнадежно отстает от нее. Но выдвигаемые к художнику требования бесконечны Искусство «на грани» приводит к полному краху.
    Однако талант губит отнюдь не искусство, а одержимость успехом, признанием. Мир современного искусства жесток, успех – понятие спекулятивное, не имеющее ничего общего с одаренностью. Опаленный жизнью, Матису приходит к пониманию ценности самой жизни. «Ахиллес все-таки догнал черепаху…»
    Следует сказать, что тема живописи и искусства вообще для Китано совсем не посторонняя. Сам Бит уже давно увлекается живописью. Его работы можно видеть в ряде лент: «Королевская битва», «Лето Кикудзиро» и других. Кстати, все работы Матису Курамоти написаны самим Китано. Надо полагать, что они-то (особенно после выхода картины в прокат) будут иметь коммерческий успех. Хотя бы на Западе.
    Фильм по своему характеру живописен, хотя несколько в ином плане чем те же «Куклы». Особенно очевидно это в многочисленных сценах смертей родных, близких и просто знакомых.
    В своем фильме режиссер возвращается к характерному для лучших его фильмов сочетанию глубокого лиризма и даже трагизма с юмором, порой переходящим в сатиру. Он мастерски балансирует на этой грани, заставляя зрителя смеяться сквозь слезы. В этом смысле фильм «Ахиллес и черепаха» близок, на мой взгляд, к ленте «Лето Кикудзиро».
    Тем, кто видел Китано прежде, смотреть обязательно, тем более тем, кто Китано еще не знает… Фильм великолепный, умный, лиричный, местами смешной, заставляющий задуматься над многими вещами.
    Организаторов арт-проекта «Будущее зависит от тебя. Новые правила», прокатившегося в прошлом году по нашей стране, и прочих деятелей современной культуры, я бы связал и силой заставил посмотреть этот фильм.












  • Игра. Пуст - Путешествие в смерть. Глава 001.

  • Программа кинофестиваля “Профессия: журналист”