• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598

  • Copyright notice:
    Всё ниже написанное является вольным пересказом статьи 
    А. Якобсона и А. Рубенштейна "Democratic Norms, Diasporas, and Israel’s Law of Return" с комментариями и дополнениями.

    Основная критика государства Израиль как "еврейского демократического государства" обычно заключается в том что само понятие еврейского государства противоречит принципам либеральной демократии, а одно из основных производных "еврейского государства" - "Закон о Возвращении" есть явный пример того что Израиль является не-демократичным и/или расистским государством.

    Начнём с начала.
    Израиль является "еврейским демократическим государством" с самого начала, и когда заходит речь о признании Израиля как государство еврейского народа речь идёт о признании того что существует уже 62 года.
    В декларации независимости отцы-основатели написали  "אנו מכריזים בזאת על הקמת מדינה יהודית בארץ ישראל, היא מדינת ישראל" ("провозглашаем создание еврейского государства в Эрец-Исраэль — Государства Израиль"). Добавив ниже о равноправии всех граждан, свободе совести и.т.п. они по сути дела заявили о создании еврейского демократического государства.
    В 1985-ом году была принята поправка к закону
    "О Кнессете" (7.א) запрещающая списку баллотироваться в Кнессет если в его целях или программе есть отрицание существования Израиля как еврейского демократического государства. Тем самым подтвердив де-юре то что существовало до этого де-факто.

    Что же такое "еврейское демократическое государство"?
    Незадолго до выборов в Кнессет 16-го созыва (выборы были в Январе 2003-го) А. Барак написал в постановлении БАГАЦА (дело было на тему разрешать ли А. Бшаре А. Тиби и Б. Марзелю баллотироваться на выборах) что основными принципами государства Израиль являются

    1. Право любого еврея репатриироваться в Израиль, в государство где евреи являются большинством.
    2. Государство где иврит является государственным языком.
    3. Государство где основные символы и праздники олицетворяют национальное становление еврейского народа.
    4. Государство чье культурное наследие основано на культурном наследии еврейского народа.
    - принципы Израиля как еврейского государства
    5. Государство где суверенном являются все граждане и выражают свой суверенитет свободными и равными выборами.
    6. Государство признающее честь достоинство и равенство людей, разделение ветвей власти и главенство законов.
    - принципы Израиля как демократического государства

    Так как у нас в стране прецедентное право, то до принятия какого-либо закона по теме и/или нового постановления БАГАЦА эти шесть пунктов и есть определение "еврейского демократического государства".

    Государственный язык, символы, праздники и культурное наследие определённой нации не противоречат демократии, иначе бы не было-бы возможно ни одно демократическое национальное государство.

    У критиков остаётся лишь закон о возвращении - право любого еврея репатриироваться в Израиль, но об этом позже,  плюс мелкое жульничество в виде демагогического приёма:
    Еврейское государство не может быть демократией, так как еврейское государство = иудейское, а значит не демократическое!  Это утверждение не выдерживает никакой критики просто потому что изначальная посылка "еврейское государство = иудейское" ложна.
    Начнём с того что отцы-основатели, в большинстве своём, были "социалисты безбожники" и сионизм был национальным движением оторванным от религии. Ничто в самом государстве де-факто и де-юре не указывает на это равенство (еврейское = иудейское).
    Во первых - отделение религии от государства ни в коей мере не является условием для демократии в стране, или нам придётся отказать в праве называться демократиями Норвегии, Дании, Англии, Греции, Финляндии (и ещё нескольким странам).
    Во вторых - признание государством религиозных институтов на противоречит нормам либеральной демократии если равные религиозные права гарантированы всем гражданам государства. Что мы и наблюдаем в Израиле: мусульмане, католики, иудеи, православные (и прочие) - каждый "мучается" со своими равами/кадиями/священниками.
    Кроме того - отделение религии от государства не противоречит критериям еврейского государства, и создание гражданских институтов в замен религиозных есть в программе многих партий в Кнессете.

    У критиков остаётся лишь закон "О возвращении".
    Закон о возвращении не-демократичен (или является расизмом)

    Основная критика заключается в том что ЗОВ нарушает принцип равенства между гражданами Израиля.
    Этот аргумент не имеет под собой никакой основы - так как ЗОВ (как и любой иммиграционный закон) ведёт речь о том кто и как может стать гражданином, и никак не затрагивает права тех кто уже являются гражданами Израиля. Этот закон направлен вне Израиля и не делает не-евреев менее гражданами.

    А если проверить, то ЗОВ вполне в духе иммиграционных законов многих стран, и не противоречит принципам международного права. В  Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (часть первая статья 1 параграф 3) указано "Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминация против какой-либо определенной национальности." Проще говоря - не пускать какую-то конкретную нацию нельзя, а вот впускать только какую-то конкретную нацию можно - так как все остальные нации страдают одинаково, и никакой дискриминации нет.

    Страны в которых есть особые законы или статьи законов о натурализации/гражданстве:
    Греция - для этнических греков, кстати у них и религия от государства не отделена.
    Германия - для этнических немцев.
    Армения - для этнических армян.
    А так-же Ирландия, Польша, Болгария, Словакия, Венгрия и ещё порядком государств которые особо от других пускают к себе "свои" национальности.

    То есть мы видим что Израиль является обычным национальным демократическим государством которых в мире вагон-и-маленькая-тележка. И то что он национальное еврейское государство, и даже наличие Закона о Возвращении не мешают ему быть демократическим государством.



























  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598