• Цитатник 33. КЛАССЫ

  • Николай Бердяев Великий Инквизитор

  • Люди были неинтересны. Их вообще не было. Ни изнасилованных девочек, ни распятых на деревьях мальчиков, ни воющих на похоронах несчастных приднестровских баб, ни утопленных в крови Бендер, ни разнесенных снарядами церквей и синагог, школ, детских садов, больниц. Не было. Ничего не было. Была новая идеология, в которой … не было места человеку. (Ефим Бершин, Дикое поле. Приднестровский разлом)

    Чувство, которое изображают, и чувство, которое испытывают, почти неразличимы. (Андре Жид)

    Культура не может быть отчуждена от социальной борьбы, от социальных противоречий, от политического контекста. Можно сколько угодно говорить, что ты аполитичен, но это не значит, что политики вообще не существует. Она все равно будет влиять и на самого аполитичного автора. (Борис Кагарлицкий. Круглый стол "Левый поворот?")

    Культура в своей сущности нетоварна: хоть можно рукопись продать, но вдохновение все равно не продается и не покупается. (Борис Кагарлицкий. Круглый стол "Левый поворот?")

    «Свет мой, зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна в ответ на этот вопрос ясно скажут: "Нет!". Ну что ж - на чердак их, таких упрямых! (Андрей Кураев. Дары и Анафемы)

    «Здравый смысл» ― это стереотипы эпохи моей бабушки. Предрассудок ― в буквальном смысле: то, что впитано с молоком матери, прежде, чем у человека сформировался личный критический взгляд. (Андрей Кураев. Ответы молодым)

    Человек не осознает ясно, где добро, а где нечто иное, у него начинает двоиться в глазах, вместо подлинной цели подставляется ложная мишень. Ты целишься в неё и попадаешь. Ты достиг своей цели, но сама цель оказалась фантомом. (Андрей Кураев. Кино. Перегрузка богословием)

    Пресса норовит отобрать у тебя право на собственное мнение (уверяя, что, мол, все мнения равны и настаивать на своей правоте нехорошо) (Андрей Кураев. Не-американский миссионер)

    Не надо судить людей по себе, то есть считать, что все они такие умные и красивые! (Давид Курпундье. Автор и Аспазия)

    Можно какое-то время обманывать весь народ, все время – часть народа, но невозможно обманывать все время всех. (Авраам Линкольн)

    Фашизму, то есть «союзу предавшей истину элиты и презираемой ею толпы», мы должны противопоставить «союз обыкновенных людей с высокой культурой». (Михаил Лифшиц)

    "Послание" Эрнесто Гевары настоящему и будущему, его собственной - и последующей исторической эпохе; "тайна" его воздействия на эти эпохи - в неразрывном и едва ли не уникальном единстве трёх "составляющих": жизненного пути, личностных качеств и идей. (Кива Майданик. Введение к "Эрнесто Че Гевара. Статьи, выступления, письма")

    Постмодерн ― в моде, в эстетике и в стиле жизни. Это культура бегства от реальности. (Фрей Бетто. Неолиберализм - новая фаза капитализма)

    Слушают не слухом, понимаешь? И то, что ты слышишь сейчас, ты воспринимаешь не слухом. Не слова мои доходят до твоего сознания, а то, что я люблю тебя. (Морис Метерлинк. Аглавена и Селизетта)

    Прячась от других, в конце концов теряешь самого себя… (Морис Метерлинк. Аглавена и Селизетта)

    Оттого, что покаяния так много, оно неискренне. (Эдуард Лимонов. Священные монстры)

    СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ЕЛЕЙНЫЕ ФРАЗЫ О ДОБРОТЕ НИКОГО НЕ НАУЧАТ БЫТЬ ДОБРЫМ. ОНИ ТОЛЬКО ПОМОГУТ НОВЫМ ЛИЦЕМЕРНЫМ ХИЩНИКАМ ОБМАНЫВАТЬ ДУРАКОВ. (МИХАИЛ ЛИФШИЦ. НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ)

    Дело в том, что, когда вы идете за советом, например, к священнику, значит, вы выбрали этого священника и, в сущности, вы уже более или менее представляли себе, что он вам посоветует. Иными словами, выбрать советчика - это опять-таки решиться на что-то самому. (Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм)

    Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений. Католики возразят, что знамения есть. Допустим, что так, но и в этом случае я сам решаю, каков их смысл. (Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм)

    Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания. (Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм)

    Трус ответствен за собственную трусость. Он таков не потому, что у него трусливое сердце, легкие или мозг. Он таков не вследствие своей физиологической организации, но потому, что сам сделал себя трусом своими поступками. (Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм)

    Подлинный Христос – неудобен, проще выдумать своего, более эластичного. (Александр Серебряков. "Собачье сердце" как зеркало русской контрреволюции)

    УЧЁНЫЕ ХОТЯТ ВЫЯСНИТЬ, ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ТАМ. БЕЗ ЭТОГО ЖЕЛАНИЯ НЕВОЗМОЖНО СУЩЕСТВОВАНИЕ НАУКИ КАК ТАКОВОЙ. ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОНА ЗАСТАВЛЯЕТ УЧЁНОГО ПРЕЖДЕ ВСЕГО УВАЖАТЬ ИСТИНУ НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ, ЧТО ТАМ, ТЫ НЕ ВПРАВЕ ОБМАНЫВАТЬ НИ СЕБЯ, НИ ДРУГИХ. ТЫ НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВА ЛГАТЬ СЕБЕ. (Ц.П.СНОУ)

    Ты можешь обращаться к этим людям с пропагандой, но они не поймут тебя – «социальный характер» уже создал барьер, который запрещает им понимать тебя, воспринимать предлагаемые тобой образы, идеи и аргументы. Если же ты пробился сквозь этот барьер, то ты тем самым создал для носителя «социального характера» невыносимые условия, поскольку ты ему объяснил, что на самом деле он – скотина. Очень тяжело жить, осознав себя скотиной. (Александр Тарасов. НАСЛЕДИЕ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ РАДИКАЛА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА)

    Не верьте псевдореальности, ищите за фасадом Welfare State механизмы подавления. (Александр Тарасов. In memoriam anno 1968)

    Наши рокеры комсомол презирали, но, как только предоставлялась возможность, с удовольствием хлебали из комсомольского корыта. (Александр Тарасов. Памяти Кормильцева)

    Чтобы сорвать маски, нужны когти. (Роджер Уотерс)

    Только руки умыл, якобы невиновен. Но сердце-то осталось неумыто. (отец Геннадий Фаст. Свет и тени Голговы)

    Отказавшись от христианского идеала своей молодости и даже от рационализма своих зрелых лет, современная демократия ищет оправдания принципу большинства в относительности всякой истины и всякой ценности. (Г.П.Федотов. Бердяев-мыслитель)

    ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМАН, КАКИМ БЫ ГРУБЫМ ОН НИ БЫЛ, НЕ МОЖЕТ НЕ СТРОИТЬСЯ НА РЕАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ И УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ ТЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, КОТОРЫМИ МАНИПУЛИРУЮТ. (СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ. ПЕРЕГНУТЬ, ЧТОБЫ ВЫПРЯМИТЬ)

    "СОВЕСТЬ" - ЭТО НАДСМОТРЩИК, ПРИСТАВЛЕННЫЙ К ЧЕЛОВЕКУ ИМ САМИМ. ОНА ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЖЕЛАНИЯМИ И ЦЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ ОН САМ СЧИТАЕТ СВОИМИ, В ТО ВРЕМЯ КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИЕЙ ВНЕШНИХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    МАЗОХИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧАСТО ОЩУЩАЮТСЯ КАК ЧИСТО ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ И БЕССМЫСЛЕННЫЕ; НО ЧАЩЕ ОНИ РАЦИОНАЛИЗИРУЮТСЯ, И ТОГДА МАЗОХИСТСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ВЫСТУПАЕТ ПОД МАСКОЙ ЛЮБВИ ИЛИ ВЕРНОСТИ, КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ВЫДАЕТСЯ ЗА ОСОЗНАНИЕ ПОДЛИННЫХ НЕДОСТАТКОВ, А СТРАДАНИЯ ОПРАВДЫВАЮТСЯ ИХ НЕУМОЛИМОЙ НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ В НЕИЗМЕНИМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ЕСЛИ "ВОЛШЕБНЫЙ ПОМОЩНИК" ПЕРСОНИФИЦИРОВАН В ЖИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО НАСТУПАЕТ РАЗОЧАРОВАНИЕ В НЕМ, ПОСКОЛЬКУ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК НЕ ОПРАВДАЛ ВОЗЛАГАВШИХСЯ НА НЕГО НАДЕЖД. НАДЕЖДЫ БЫЛИ ИЛЛЮЗОРНЫ С САМОГО НАЧАЛА, ПОТОМУ РАЗОЧАРОВАНИЕ НЕИЗБЕЖНО: НИ ОДИН РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ОПРАВДАТЬ СКАЗОЧНЫХ ОЖИДАНИЙ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ПРИМЕРОМ НЕЛОГИЧНОЙ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЙ АНЕКДОТ. ЧЕЛОВЕК ОДОЛЖИЛ У СОСЕДА КУВШИН И РАЗБИЛ ЕГО. КОГДА ТОТ ПРОСИТ ВЕРНУТЬ КУВШИН, ОН ОТВЕЧАЕТ: "ВО-ПЕРВЫХ, Я ЕГО ТЕБЕ УЖЕ ОТДАЛ; ВО-ВТОРЫХ, Я НИКАКОГО КУВШИНА У ТЕБЯ НЕ БРАЛ; И ВООБЩЕ, КОГДА ТЫ МНЕ ЕГО ДАВАЛ, ОН УЖЕ ТОГДА БЫЛ РАЗБИТ!" (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - ЭТО НЕ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В СУТЬ ЯВЛЕНИЙ, А ПОПЫТКА ЗАДНИМ ЧИСЛОМ УВЯЗАТЬ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ С УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИМИ ЯВЛЕНИЯМИ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИГРАТЬ МНОЖЕСТВО РОЛЕЙ И БЫТЬ СУБЪЕКТИВНО УВЕРЕННЫМ, ЧТО КАЖДАЯ ИЗ НИХ - ЭТО ОН. НА САМОМ ЖЕ ДЕЛЕ ЧЕЛОВЕК РАЗЫГРЫВАЕТ КАЖДУЮ РОЛЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ТОМ, ЧЕГО ОТ НЕГО ЖДУТ ОКРУЖАЮЩИЕ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ФРЕЙД ПОДЧЕРКИВАЛ ПОДАВЛЕНИЕ "ДУРНЫХ" МЫСЛЕЙ; ПО-ВИДИМОМУ, ОН НЕ ЗАМЕТИЛ, НАСКОЛЬКО ЧАСТО ПОДАВЛЯЮТСЯ МЫСЛИ "ХОРОШИЕ". (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ЕСЛИ ВЫ НЕ УЛЫБАЕТЕСЬ, ТО ПРО ВАС ГОВОРЯТ, ЧТО ВЫ "НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК", А ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ПРИЯТНЫМ, ЧТОБЫ ПРОДАТЬ СВОИ УСЛУГИ В КАЧЕСТВЕ ПРОДАВЦА, ОФИЦИАНТА ИЛИ ВРАЧА. ЛИШЬ ТЕ, КТО НАХОДИТСЯ НА САМОМ ВЕРХУ СОЦИАЛЬНОЙ ПИРАМИДЫ, И ТЕ, КТО В САМОМ НИЗУ ЕЕ - КТО ПРОДАЕТ ТОЛЬКО СВОЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД,- МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ БЫТЬ НЕ ОСОБЕННО "ПРИЯТНЫМИ". (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    СПРЯТАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ УНИЧТОЖИТЬ. СТРАХ СМЕРТИ ЖИВЕТ В НАС, ЖИВЕТ ВОПРЕКИ ПОПЫТКАМ ОТРИЦАТЬ ЕГО. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    ПОСКОЛЬКУ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК КОГДА-ТО ПРОЯВЛЯЕТ КАКОЕ-ТО СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ, НУЖНО, ПО-ВИДИМОМУ, ПРИЗНАТЬ, ЧТО В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЗАЛОЖЕНА ПОТРЕБНОСТЬ В НЕЙ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    В ДЕТСТВЕ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРОХОДИТ СТАДИЮ СЛАБОСТИ, А ИСТИНА - ЭТО СИЛЬНЕЙШЕЕ ОРУЖИЕ ТЕХ, У КОГО НЕТ СИЛЫ. НО ИСТИНА НУЖНА ЧЕЛОВЕКУ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ; ЕГО СОБСТВЕННАЯ СИЛА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО ОН ЗНАЕТ ИСТИНУ О САМОМ СЕБЕ. (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    Если Сократ был лысым, это еще не значит, что каждый лысый ― Сократ. (Михаил Лифшиц. Кризис безобразия)

    ПРЕДАТЕЛЬСТВО СОЮЗНИКОВ НАЗЫВАЕТСЯ УМИРОТВОРЕНИЕМ, ВОЕННАЯ АГРЕССИЯ МАСКИРУЕТСЯ ПОД ЗАЩИТУ ОТ НАПАДЕНИЯ, ЗАВОЕВАНИЕ МАЛЫХ НАРОДОВ ПРОХОДИТ ПОД ИМЕНЕМ ДОГОВОРА О ДРУЖБЕ, А ЖЕСТОЧАЙШЕЕ ПОДАВЛЕНИЕ ЦЕЛОЙ НАЦИИ СОВЕРШАЕТСЯ ВО ИМЯ НАЦИОНАЛ СОЦИАЛИЗМА. ОБЪЕКТАМИ ТЕХ ЖЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ СТАЛИ СЛОВА "ДЕМОКРАТИЯ", "СВОБОДА" И "ИНДИВИДУАЛИЗМ". (ЭРИХ ФРОММ. БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ)

    НА ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ НЕ РАССЕРДИШЬСЯ. НО КОГДА ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК ОШИБАЕТСЯ, ВЫТЕРПЕТЬ ЭТО НЕВОЗМОЖНО. ОБ ЭТОМ СТОИТ ПОДУМАТЬ. (ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН. ШАР И КРЕСТ)

    ЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ, ЧТО ВЕСЬ МИР ИЗМЕНИЛСЯ, А ОТ НЕЁ СКРЫВАЮТ, КАК ИМЕННО. (ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН. ПЕРЕЛЁТНЫЙ КАБАК)

    ПРОИГРАЛ ПАРИ - ПЛАТИ, БРОСИЛ ВЫЗОВ - СРАЖАЙСЯ, ИНАЧЕ ЭТО НЕ ПОЭЗИЯ, А ПОШЛОСТЬ. (ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН. ОРТОДОКСИЯ)


  • Цитатник 33. КЛАССЫ

  • Николай Бердяев Великий Инквизитор