• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598

  • Айртон Сенна – лучший гонщик всех времен! Он остается примером высочайшего профессионализма, который сочетается с человечностью и обаянием.

                                               Легендарный гонщик.

    Айртон Сенна да Сильва родился 21 марта 1960г. в Сан-Паулу в семье богатого землевладельца. С самого детства Айртон мечтал о гонках, и его отец способствовал  развитию гоночного таланта. В четырехлетнем возрасте маленький Сенна сел за руль карта, а уже в тринадцать лет Айртон участвовал в юношеских соревнованиях. В 1977г. он выиграл чемпионат Южной Америки.  Вскоре его стали приглашать в молодежные серии «Формул», где бразилец смог показать себя. В 1981г. Айртон Сенна отправляется в Европу. Там он участвует во всех возможных чемпионатах и добивается побед. В течение нескольких лет Сенна тестирует машины различных команд «Формулы1». В 1984г. его мечта сбывается. Команда «Тоулман»  подписывает контракт с молодым бразильцем. Он становится боевым пилотом пусть и небольшой, но уверенной в своих силах команды. Именно в «Тоулман» Сенна показывает впервые свой талант гонщика. В 1985г. Айртон переходит в «Лотус». На Гран-при Португалии при сильном дожде Сенна, стартовав на «Лотусе» с поула, смог выиграть свою первую гонку и при этом завоевать «Большой шлем».

    «Он был благородным человеком, но беспощадным на трассе. И точно также он не щадил себя. Это исключительный человек»  Джеймон Хилл.

    После удачных выступлений в «Лотусе» Айртона Сенну заметила самая известная и сильная команда – «Мкларен».  В 1988г. как по волшебству, Сенна оказывается ее боевым пилотом. Его напарником стал двукратный чемпион мира Ален Прост. Так  было положено начало жесткой конкуренции.

    В 1988г. на долю «Мкларен» пришлось 15 побед из 16, из них принадлежало 8- Сенне и 7- Просту.  Чемпионом в этом году стал новичок Айртон.

    В 1989г. конкуренция обострилась. Их борьба  становилась еще более ожесточенной.

    На трассе «Сузука»  в борьбе за титул Сенна попробовал обогнать Проста в самом сложном повороте для пилотажа и физически тяжелом для гонщика, две машины столкнулись. Сенна смог вернуться на трассу. Он заехал в боксы, сменил спойлер и продолжил гонку, выиграв ее. Однако в конце FIA дисквалифицировала бразильца за некорректное поведение на трассе. Затем Сенна публично заявил, что «был грубо ограблен», это вызвало  еще одно недовольство у судей, которое вылилось в денежный штраф и  временное отстранение от гонок.

     В 1990г. Ален Прост ушел в «Феррари». Судьба чемпионата опять решалась в последней гонке на той же «Сузуке», разыгрывали титул, снова, Прост и Сенна. На этот раз столкновение между ними произошло в первом повороте после старта. В результате оба гонщика сошли. Титул достался Сенне, так как к тому времени у него было больше очков. Айртона опять начали критиковать. Многие считали его поступок местью. Он и сам потом признался в интервью, что спровоцировал столкновение намеренно.

    В 1991г. Айртон Сенна стал чемпионом в третий раз.

    Не только в гонках Сенна был лучшим, но и в квалификациях считался мастером своего времени. За всю карьеру он 65 раз занимал поул. 

    Одна из самых знаменитых его квалификаций в Монако 1988г. Тогда Сенна был быстрее всех на 2 секунды. Потом он рассказывал: «Как будто я оказался в тоннеле. Я был уже далеко за известными пределами, но на каждом круге мог найти возможность идти еще быстрее. Потом меня как будто что-то ударило, я очнулся и понял, что нахожусь совсем не в той атмосфере, в которой обычно находится человек. Я медленно доехал до боксов и больше никуда не ходил в тот день. Это испугало меня, потому что было за гранью разумного понимания».

    Считается, что в дождевых условиях выравниваются шансы участников гонок. Однако Айртон демонстрировал обратное. За многочисленные победы под дождем журналисты и болельщики дали ему прозвище «Человек дождя». На трассе Сенна был целеустремленным и всегда стремился победить, нередко пилотируя на пределе. Многие считали его стиль вождения опасным. Однажды Айртон признался, что верит в Бога, на что Ален Прост сказал: «Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему пилотировать машину и поэтому ведет себя на грани сумасшествия».

    «Айртон был очень неординарной личностью.  На самом деле он был еще более великим человеком вне гонок, нежели в них» Фрэнк Уильямс.

    Когда дело касалось борьбы на трассе Сенна был жестким гонщиком. Он стремился в каждой гонке достичь пределов собственных возможностей. Но вне трассы Айртон отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным  человеком. Его любили как болельщики, так и журналисты. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос производили гипнотическое действие.

    У Айртона не было детей. Все свое состояние он пожертвовал на борьбу с бедностью в Бразилии. Незадолго до смерти Айртон создал благотворительный фонд, целью которого было помочь бедным молодым людям. При жизни он предпочитал не говорить об этом публично. О его пожертвованиях стало известно лишь после смерти. В наши дни, имя Сенна  для миллионов людей в мире связано с надеждой на лучшую жизнь.

                 « Я думал он не пробиваемый!» Н. Мэнселл.

    1 мая 1994г. Айртон Сенна не закончил седьмой круг Гран-при Сан-Марино. Зрители видели лишь облака пыли на заднем плане, а секунду спустя заметили, как отброшенный от бетонной стены «Уильямс 16» замер у обочины. Никто не ожидал, великий Айртон Сенна уйдет из жизни так рано.

    К месту аварии  прибыла машина скорой помощи. По состоянию шлема и сочившийся из-под него крови было ясно - Айртон получил серьезную травму. Главный врач трассы Сид Уоткинс вспоминает: «По состоянию зрачков было ясно – мозг травмирован. Осознавая масштаб травмы, я понимал -  он не выживет. Когда мы заставили его дышать, хоть я и абсолютный материалист я почувствовал, как его душа отошла в мир иной».

    Сенну занесли в вертолет и повезли в ближайший госпиталь. Айртон находился в коме. После осмотра, заключение врачей было ужасающее. Доктор Мария Тереза Фиадри объявила журналистам: «Айртон получил травму мозга с обширным кровотечением. Множество переломов в основании черепа в том месте, где он ударился о подголовник. После столкновения правое переднее колесо взлетело вверх, врезавшись в правую переднюю часть шлема. Голову Сенны отбросило назад к подголовнику, что вызвало смертельную травму черепа. Кусок подвески пробил шлем и лоб бразильца, а его обломки – стекло шлема над правым глазом». Любая из трех травм могла быть смертельной, но все три не оставили шансов. От удара мозг умер, а тело осталось жить.

    В половину седьмого вечера сердце Айртона остановилось в третий раз. Доктор Фиадри решила не пытаться его оживить. Так ушел из жизни самый лучший гонщик всех времен. Его гибель заставила задуматься многих о безопасности гонок. К следующему сезону регламент «Формулы 1» был пересмотрен. В настоящее время гонки стали надежней. Однако «гонщик» до сих пор считается одной из самых опасных,  рискованных и тяжелых профессий.














  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598