Соц сети



  • Ещё о скорости света 1

  • Безымянный 271598

  • Окончание

           ЧАСТЬ 5
    Начало на http://osipich.livejournal.com/1453.html

    С. И. Августевич

    Блоггер как журналист и журналист как блоггер

    (Психология блоготворчества)

    Лекция по курсу «Психология журналистики»

    ЧАСТЬ 5

    6. Как реагировать на критику в комментариях.

    Это серьезный вопрос, если учесть, что большинством Интернет-практиков движет потребность получить внимание к себе. Кажется, самый простой путь к этому –скандал. Но скандалист не вызывает доверия, поэтому ему требуется все больше новых жертв. Самый достойный способ общения с подобными блоггерами – игнорирование. Лишите их того, в чем они больше всего нуждаются – внимания.

    Другое дело, эксперты. Они анализируют, сравнивают, сопоставляют, находят недостатки и делятся своими результатами. Это полезные «критики». Их усилия стоит поддерживать, есть смысл с ними контактировать и обращаться к ним за помощью и оценкой.

    В любом случае, получив критику, надо понять, чем она вызвана и по возможности устранить ее причину, не вступая в конфликт с личностями, а потом рассказать о принятых мерах по исправлению ситуации. Критики в силу своих движущих мотивов непременно напишут об исправлениях, а вы заработаете дополнительные бонусы. Идеальная тактика при встрече критикой названа Стивеном Кови «сначала понять, а потом быть понятым».[1] Не зависимо от того, как кто и за что вас критикует, даже если критика абсолютно абсурдна или вызвана какой-то ошибкой в понимании ваших действий, потратьте, не жалея ваше временя и внимание, чтобы понять причины этой критики. Помните, что вы всегда успеете возразить. Но чем позже вы это сделаете, тем больше шансов, что критик будет удовлетворен тем, что его поняли.

    К сожалению, обычная тактика восприятия критики совершенно противоположна. Мы спешим оценить критика исходя из нашего опыта и представлений (т.е. навешиваем ярлыки), выпытываем кажущиеся важными нам детали и подробности (т.е. задаем выгодные нам вопросы), советуем (даем рекомендации), опираясь на наш личный опыт, часто совершенно непригодный для данного случая, интерпретируем (объясняем чужие поступки и мнения исходя из наших собственных поступков).

    Психологический механизм такого поведения хорошо известен. Он основан на защите самой важной ценности, превосходящей все остальные. Эта ценность – потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, потребность быть в мире с самим собой. Только представление о себе как о достойной личности, соответствующей собственным идеалам, позволяет человеку сохранять активность и противостоять  неудачам  и трудностям. Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, недоволен собой, не согласен с собой и сам себя отвергает, что очень быстро приводит к дезорганизации поведения, к депрессии.  И самое главное, непременно приводит к враждебности к потенциальным соперникам, к тем, кто, как кажется, превосходит нас талантами и способностями. Поэтому критика в области, где мы рассчитываем на признание, а значит на деятельность, результат которой должен укрепить наше самоуважение, переживается наиболее тяжело, вплоть до искренней враждебности к критикану. Чаще всего, мы делаем все, чтобы понизить значение критики, или уровень самого критика.

    Но такая враждебность, поведение, которое питает зависть, унизительны для человека с высокой самооценкой. Наблюдая за собой, он теряет к себе уважение, понимая, что критикан в чем-то может быть действительно прав. Чтобы внутренний конфликт  – в данном случае между «недостойной завистью» и уважением к себе – не привел к расстройству поведения, человек использует механизм психологической защиты, подсознательно, изощренными и хитроумными способами предотвращающий снижение самооценки.

    В специальной психологической литературе описано более двадцати способов психологической защиты, оберегающих личность от потери уважения к себе, а сознание – от нежелательных знаний о себе. Вадим Ротенберг  описал главные из них.[2] Свой анализ он начинает с защит, блокирующих поступление нежелательной информации, не позволяющих видеть и слышать то, что может вызвать чрезмерную тревогу и снизить самооценку. Когда в процессе спора, затрагивающего значимые для человека аспекты, вы замечаете, что собеседник не слышит аргументов, выставляющих его в невыгодном свете или они почему-то приводят его в ярость, – это значит включился механизм психологической защиты. Поэтому именно аргументированная, развернутая критика (наиболее ценная, полезная, способствующая обучению) встречает наиболее сильное противодействие. Критикуемому кажется, что критик говорит ему: «А сейчас я докажу тебе, что ты глуп, непорядочен, неискренен, завистлив, мелочен и т.д.» Эти слова автоматически включают психологическую защиту, заставляющую сделать все возможное, чтобы не слышать пугающих аргументов.

    Другая группа защитных механизмов – это рационализация. Здесь собственную зависть и агрессию приписывают тому, на кого направлены эти чувства. Получается, что это не он завидует, а ему завидуют, не он агрессивен, а на него направлена агрессия другого. Что же надо делать в этом случае? Конечно, защищаться, он просто вынужден защищаться.

    В более общем плане приписывание собственных качеств другому называют проекцией, и это механизм  очень распространен в критике. Существует даже такая шутка: «Скажи мне, что тебе не нравится во мне, и я скажу, чем ты недоволен в себе». Здесь без ущерба для самоуважения можно бороться с собственным недостатком в другом.

    Нередко рационализация принимает форму борьбы во имя высших истин и справедливости, а в основе лежит все та же боязнь признать себя слабее и недостойнее. Сальери травит Моцарта во имя высшей справедливости в музыке, Сталин уничтожает генералитет армии, обвиняя  всех в шпионаже. Это самый драматичный вид психологической защиты, который используется так искренно, что человек, как правило,  даже не  подозревает, что вытворяет его мозг.

    Не нужно думать, что психологическая защита всегда предполагает атаку на критика. Вот распространенный пример, когда рационализация позволяет снизить уровень эмоционального напряжения за счет обесценивания нереализуемой потребности. Критик говорит вам, что ваши фотографии по-прежнему остаются невыразительными, а вы в ответ говорите, что теперь решили иллюстрировать путевые очерки стихами. Лиса и виноград из известной басни. Если виноград не достать, то он плох, зелен. Никто никого не преследует, просто то, что я делаю пока не совсем хорошо, и за это критикуем, – теряет для меня ценность.

    Еще более благородно выглядит рационализация, когда вместо атаки на критика, автор ведет себя прямо противоположным способом – всеми силами старается показать свою признательность или создает для соперника «зону максимального благоприятствования». В выигрыше остаются оба: критик, получивший признание своих заслуг, и автор, самоуважение которого получило мощное подкрепление, теперь он будет казаться себе морально выше соперника.

    И, наконец, когда все механизмы психологической защиты не достигают результата и не защищают личность, когда неприемлемая информация не поддается трансформации, а спровоцированные ею потребности не удается в закамуфлированном виде реализовать в поведении, тогда включается механизм вытеснения. Всё событие в целом просто вытесняется из сознания в бессознательное. Разрушительность этого механизма заключается в том, что причина, вызвавшая неудовольствие собой, не исчезает, а порождает необъяснимее беспокойство и неустранимую тревогу, рождая неврозы, страхи и другие неприятные состояния.

    Однако неврозы возникают не всегда. Неприятная информация, сохраненная в бессознательном, порождает смутное, трудно объяснимое чувство неудовлетворенности собой, а это, в свою очередь, активизирует поисковую активность личности. И тогда вытеснение не сказывается на здоровье, тревога не рождает неврозы, и организм не страдает от них. Поисковая активность становится ведущей характеристикой личности, резко увеличивает результативность ее деятельности и, тем самым, укрепляет здоровье человека. Вот мы и пришли к ситуации, когда критика оказывает благоприятное воздействие.

    Иными словами, в ситуации критики возникает конфликт потребностей двух личностей во внимании. И если критика вам полезна, а она действительно полезна практически всегда, то не отказывайте критикам, и вы будете вознаграждены за это. И уж не старайтесь нанести удар по самолюбию другого, разрушить его самоуважение, потому что  он, защищаясь, непременно нанесет удар по вам.

     

     Заключение

    Итак, подведем основные итоги.

    Прежде всего, ответим на вопрос: для чего ведут блоги?  Вот мнение экспертов, например, того же Антона. Попова.[3] Он считает, что блоги ведут не только для того, чтобы заработать денег. Это одна из не очень популярных мотиваций. На первом месте – самовыражение, то есть человек хочет поделиться чем-то с окружающими. На втором месте – общение и поиск новых знакомств или поддержание старых. Далее, блог – это «мыслехранилище». А также место сбора полезной информации, некий архив. Наконец, блог может выполнять для автора функцию создания своего собственного имиджа. Когда блоггер решил все эти важные для себя проблемы, он может начать реализовывать идею монетизации своего блога, чтобы получить доход от него

    Чьи интересы представляет блог? Первое – он представляет интерес владельца. Блоггер самовыражается в своем блоге. На втором месте, если блог действительно собирает хорошую аудиторию, а без этого нельзя обсуждать представительство этой формы современного Интернет-медиа, блог должен учитывать интересы своей аудитории. Блоггер должен защищать интересы своего блога как СМИ, как площадки, которую он создал своими руками для своей аудитории. Что увидит читатель, посетитель блога на его страницах? Что ему будет предложено читать, какими словами это будет написано, на какие темы? Блоггер должен быть постоянно в курсе событий, если это новостной блог, неутомимо искать какую-то интересную информацию, либо предлагать для обсуждения свои мысли, если читатель приходит на блог ради этого.

    Когда же появиться рекламодатель, это будет третья сторона, третий интерес. И этот интерес может не совпадать либо с первым, либо со вторым. Блоггеру придется состыковывать интересы. Если свои интересы и интересы свое группы не удается состыковать с интересами рекламодателя, а два первых интереса для блоггера важнее третьего, что естественно, то он говорит: не хочу я тебя размещать, ты просто не вписываешься. И если интерес блоггера остается узкий, если его целевая группа ограничена, то рекламодателей может много и не появиться, потому что под контент именно этого блога многие не подойдут. Автор рассматривает возможность монетизации, но она для него не является ведущей. Если вдруг возникает такая возможность что-то разместить у себя, то блоггер пишет: размещаю такой-то текст на правах рекламы.

    И третий, очень важный психологический аспект – как построить отношения со своей аудиторией? Как сделать, чтобы посетители чувствовали себя свободно, но не настолько, чтобы блог превратился в свалку, чтобы чувствовалось, что автор «рулит» общением, направляет его в нужное русло, не ограничивая ни критику, ни советы, ни новые повороты темы? Для этого надо постоянно повышать свою психологическую культуру, развивать и накапливать свой опыт и мастерство общения

     

    Контрольные вопросы

     

    1.                   Что такое блог и чем он отличается от других форм Интернет-общения?

    2.                   Чем объяснить широкое развитие блогерства в последние годы?

    3.                   Каким видам блогов вы лично отдали бы предпочтение и почему?

    4.                   Назовите основные причины, побуждающие людей выставлять свои личные дневники в Сеть.

    5.                   Назовите главные, по-вашему, функции блогов.

    6.                   Какие темы наиболее предпочтительны для блогосферы?

    7.                   Какие виды жанров наиболее часто используются в блогах и почему?

    8.                   Как можно отработать в блогерстве технику создания журналистских произведений?

    9.                   Какой свойственен и какой не свойственен вам механизм психологической защиты?

    10.               Как и когда следует заняться монетизацией блога (зарабатывать на блоге)?

    Литература

    1 Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния М., 2008

    2. Флинн Н. Корпоративные блоги: Правила поведения. Пер. с англ. М., 2008

    3. Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие. СПб., 2006..



    [1] Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера / Пер. с англ. – М., 2002. – с 265-293

    [2] Вадим Ротенберг. «Образ Я» и поведение. Иерусалим. 2000. с 10-29.

    [3] Эхо Москвы. Передача «Точка», 08.02.2009. http://www.echo.msk.ru/programs/tochka/571104-echo.phtml 

    К О Н Е Ц
    Начало на http://osipich.livejournal.com/1453.html

     









  • Ещё о скорости света 1

  • Безымянный 271598