Соц сети



  • внутренний мир Николая Модестовича

  • внутренний мир Николая Модестовича

  • +++Евгений, Вы писали:
    > Сложно ответить, потому что не совсем понятно, о чем идет речь. Надо как-то сформулировать вопрос так, чтобы на него можно было ответить.

    +++Восстанавливаю картину:
    Вы говорите: "Все, кто причащается "по графику" (например, раз в неделю), несознательно, "причащаются", по слову св. Симеона НБ, хлеба и вина. Апостольские правила о причащении за каждой службой подразумевали и соответствующее отношение первохристиан к причащению."

    +++А я и говорю: "Священнослужителю приходится годами, десятилетиями причащаться "по-графику", за каждой литургией, которую он служит. Он честно готовится, насколько может, к каждому причастию, но сердечное умиление приходит к нему не всегда. При этом, когда он держит в руках Тело Христово и читает про себя "Верую, Господи, и исповедую...", он как правило не переживает каких-то высоких состояний, но он действительно верит (даже знает, ибо уже есть опыт), что в руках у него не просто кусочек агничной просфоры. Вот объяснить бы, он сознательно причащается, или как?"

    +++Тогда Вы говорите: "Я думаю, что нет."

    +++Тут-то я и спрашиваю: "А почему Вы думаете, что это несознательное причащение? Т.е., по-Вашему, священнослужитель в этом случае не сознает, что он причащается?"

    [Тут бы мне и спросить, что конкретно означает вот это "но он действительно верит (даже знает, ибо уже есть опыт)". Ведь чтобы мне дать этому оценку (сознательно-несознательно), хорошо бы прежде понять, о чем идет речь. Но у меня уже не хватает наглости так динамить с ответом, поэтому, почесав в затылке, продолжаю...]

    Я думаю, что нет. Вера -- это , конечно, неплохо, а опыт еще лучше. [Тут я начинаю лихорадочно вспоминать какие-нибудь подходящие определения для "веры", ага, вспомнил...] Но "вера -- это уверенность в невидимом", значит, вера и есть опытное переживание не того, что когда-то было, а того, что происходит сейчас.

    [Ловко? Ловко, но не убедительно. Почему же вдруг это "опытное переживание" должно быть именно сейчас. А в прошлом разве не может быть? Мыслей в голове никаких. Надо вспоминать толкования на это место из ап. Павла. Есть одно -- во 2-м томе... 15 минут поисков... Проклятье! Я оставил этот том в другом месте. Хорошо, что я помню, о чем, примерно, там идет речь...]

    Вера соотносится с опытом так же, как "начало" и "конец", или как триада [ничего, что я по-гречески?] genesis-kinesis-stasis. Начало движения -- вера или память об опыте; середина -- само движение или отсечение всего того, что ему мешает [отличная мысль: "движением" в аскетике должно быть только отсечение всего чувственного, а не наоборот, усиленное представление чего-нибудь]; конец движения, покой, стасис -- опытное переживание, в котором душа "субботствует", покоится от всякого движения, в том числе и от рефлексии о нем.

    Проследняя стадия и есть "сознательное" причащение, когда причастник знает, что он в Боге, "осознает" это, и ему для этого не нужно никаких доказательств. Тот, кто останавливается на первой стадии -- "веры", не имея сил продолжить движение, то есть по-аскетически отвлечься от всех внешних обстоятельств, причащается несознательно.

    [Кажется, что-то получилось. Не знаю, ответил я на вопрос или нет (и был ли он вообще), скорее, правильно его поставил, но это уже полдела.]




  • внутренний мир Николая Модестовича

  • внутренний мир Николая Модестовича