• ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598

  •    Антисемитизм проявляется разнообразно - он  в  насмешливом,  брезгливом
    доброжелательстве и в истребительных погромах.
       Разнообразны  виды  антисемитизма  -  идейный,   внутренний,   скрытый,
    исторический,  бытовой,  физиологический;   разнообразны   формы   его   -
    индивидуальный, общественный, государственный.
       Антисемитизм встретишь и на базаре, и на заседании Президиума  Академии
    наук, в душе глубокого старика и в детских играх  во  дворе.  Антисемитизм
    без ущерба для себя перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и ручных
    прялок в эпоху реактивных  двигателей,  атомных  реакторов  и  электронных
    машин.
       Антисемитизм  никогда  не  является  целью,  антисемитизм  всегда  лишь
    средство, он мерило противоречий, не имеющих выхода.
       Антисемитизм есть  зеркало  собственных  недостатков  отдельных  людей,
    общественных устройств и государственных  систем.  Скажи  мне,  в  чем  ты
    обвиняешь евреев, и я скажу, в чем ты сам виноват.
       Ненависть к отечественному крепостному праву, даже в сознании борца  за
    свободу, шлиссельбургского арестанта, крестьянина  Олейничука,  выражалась
    как ненависть к ляхам и жидам. И даже гениальный Достоевский  увидел  жида
    ростовщика там, где  должен  был  различить  безжалостные  глаза  русского
    подрядчика, крепостника и заводчика.
       Национал-социализм, одарив вымышленное  им  мировое  еврейство  чертами
    расизма,  жаждой  власти  над  миром,  космополитическим  безразличием   к
    немецкой родине, навязал евреям свои собственные черты. Но это  лишь  одна
    из сторон антисемитизма.
       Антисемитизм  есть  выражение  бездарности,  неспособности  победить  в
    равноправной жизненной борьбе, всюду - в науке, в торговле, в  ремесле,  в
    живописи. Антисемитизм - мера человеческой бездарности.  Государства  ищут
    объяснения своей неудачливости в происках мирового еврейства. Но это  одна
    из сторон антисемитизма.
       Антисемитизм есть выражение несознательности народных масс, неспособных
    разобраться в причинах своих бедствий  и  страданий.  В  евреях,  а  не  в
    государственном  и  общественном  устройстве  видят  невежественные   люди
    причины своих бедствий. Но и это массовое проявление антисемитизма -  одна
    из сторон его.
       Антисемитизм  -  мерило  религиозных  предрассудков,  тлеющих  в  низах
    общества. Но и это лишь одна из сторон антисемитизма.
       Отвращение к внешности еврея, его речи, к его пище  не  есть,  конечно,
    истинная  причина  физиологического   антисемитизма.   Ведь   человек,   с
    отвращением говорящий  о  курчавых  волосах  еврея,  о  его  жестикуляции,
    восхищается  черными,  курчавыми  волосами  детей  на  картинах   Мурильо,
    безразличен  к   гортанному   говору,   жестикуляции   армян,   дружелюбно
    поглядывает на синегубого негра.
       Антисемитизм  -  явление   особое   в   ряду   преследований,   которым
    подвергаются национальные меньшинства.  Это  явление  особое,  потому  что
    историческая судьба евреев складывалась своеобразно, особо.
       Подобно тому как тень человека дает представление о его фигуре,  так  и
    антисемитизм дает представление об  исторической  судьбе  и  пути  евреев.
    История еврейства сплелась и  соединилась  со  многими  вопросами  мировой
    политической  и  религиозной  жизни.  Это  первая  особенность  еврейского
    национального меньшинства. Евреи живут почти во всех странах  мира.  Такое
    необычайно  широкое  распространение  национального  меньшинства  в  обоих
    полушариях Земли представляет вторую особенность евреев.
       В  пору  расцвета  торгового  капитала  появились  евреи   торговцы   и
    ростовщики. В пору расцвета промышленности многие евреи  проявили  себя  в
    технике и промышленности. В атомную эру немало талантливых евреев работает
    по атомной физике.
       В пору революционной борьбы немало евреев проявили себя как  выдающиеся
    деятели  революции.  Они  -  то  национальное  меньшинство,   которое   не
    отбрасывается  на  общественную,  географическую  периферию,  а  стремится
    проявить себя на направлении главного движения в развитии идеологических и
    производительных сил. В этом третья особенность  еврейского  национального
    меньшинства.
       Часть еврейского меньшинства ассимилируется,  растворяется  в  коренном
    населении  страны,  а  народная,  широкая   основа   еврейства   сохраняет
    национальное в языке, религии, быте. Антисемитизм  сделал  своим  правилом
    изобличать  ассимилированную  часть  еврейства  в  тайных  национальных  и
    религиозных устремлениях, а  органическую  часть  еврейства,  занимающуюся
    ремеслами, физическим трудом, делать ответственной за тех, кто участвует в
    революции,  управлении  промышленностью,   создании   атомных   реакторов,
    акционерных обществ и банков.
       Названные  особенности  бывают  присущи  порознь   тому   или   другому
    национальному меньшинству, но, кажется, одни лишь евреи объединили в  себе
    все эти особенности.
       Антисемитизм тоже отразил на себе эти особенности,  он  тоже  слился  с
    главными вопросами мировой  политической,  экономической,  идеологической,
    религиозной жизни. В этом зловещая особенность  антисемитизма.  Пламя  его
    костров освещает самые ужасные времена истории.
       Когда Возрождение вторглось в пустыню католического средневековья,  мир
    тьмы зажег костры инквизиции. Их огонь осветил не только силу  зла,  но  и
    картину гибели его.
       В двадцатом веке обреченный гибели старый национальный уклад  физически
    отсталых и неудачливых государств зажег  костры  Освенцима,  люблинских  и
    треблинкских крематориев. Их пламя осветило не только  краткое  фашистское
    торжество, это пламя предсказало миру, что фашизм обречен. К антисемитизму
    прибегают  перед  неминуемым  свершением  судьбы  и  всемирно-исторические
    эпохи, и правительства реакционных, неудачливых  государств,  и  отдельные
    люди, стремящиеся выправить свою неудачную жизнь.
       Были  ли  случаи  на  протяжении  двух  тысячелетий,   когда   свобода,
    человечность пользовались антисемитизмом как средством своей борьбы? Может
    быть, и были, но я не знаю таких.
       Бытовой антисемитизм - бескровный антисемитизм. Он свидетельствует, что
    в мире существуют завистливые дураки и неудачники.
       В демократических странах может возникнуть общественный антисемитизм, -
    он проявляется в прессе, представляющей те или иные реакционные группы,  в
    действиях этих реакционных групп, например,  в  бойкоте  еврейского  труда
    либо еврейских товаров, в религии и идеологии реакционеров.
       В тоталитарных странах, где общество  отсутствует,  антисемитизм  может
    быть лишь государственным.
       Государственный антисемитизм  -  свидетельство  того,  что  государство
    пытается  опереться  на  дураков,  реакционеров,  неудачников,   на   тьму
    суеверных и злобу голодных. Такой антисемитизм  бывает  на  первой  стадии
    дискриминационным,   -   государство   ограничивает   евреев   в    выборе
    местожительства, профессии,  праве  занимать  высшие  должности,  в  праве
    поступать в учебные заведения и получать научные звания, степени и т.д.
       Затем государственный антисемитизм становится истребительным.
       В эпохи, когда всемирная реакция вступает в гибельный для  себя  бой  с
    силами свободы, антисемитизм становится для нее государственной, партийной
    идеей; так случилось в двадцатом веке, в эпоху фашизма.

    © Василий Гроссман, "Жизнь и судьба"













































































































  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Безымянный 271598