• Безымянный 271598

  • Интеллектуальные беседы :)

  •  

    Объявленное весной нынешнего года объединение МП РПЦ (Московского патриархата Русской православной церкви) и РПЦЗ (Русской православной церкви за границей) происходило не так гладко, как это выглядело на телеэкранах. На самом деле значительная часть священников и прихожан РПЦЗ выступили против объединения и по сей день не признают его законность. Среди принципиальных противников слияния двух церквей оказался и епископ Дальневосточной епархии РПЦЗ Анатолий Суржик (на фото - справа). 

     

    Анастасий (в миру – Анатолий Николаевич) Суржик, епископ Дальневосточной епархии РПЦЗ, объединяющей Владивостокский и Якутский приходы, и небольшие группы верующих в разных регионах Дальнего Востока. Закончил в 1974 году физфак ДВГУ (специализация: астрофизика), работал школьным учителем, потом принял священнический сан в РПЦ, заочно закончил сначала Московскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию. В 1993 году вместе со своими прихожанами перешел из РПЦ в РПЦЗ. Возраст – 60 лет. Семьи не имеет, так как дал монашеский обет безбрачия. 

     

    - Владыка Анастасий, как физик стал священником?

    - По призванию Божьему.


    - И все-таки, вы изначально были верующим?


    - По моему глубокому убеждению, каждый человек рождается верующим. Но в процессе воспитания и социального воздействия он может перестать быть таковым. Точнее, некоторые приобретает новую веру: что Бога нет. Что касается меня, то я верил в Господа с детства, а принял крещение в студенческие годы.


    - Приняв сан, вы получили готовый приход или собрали сами?


    - Путь был довольно сложный. Приняв сан, я вообще не имел возможности служить в Приморье, поскольку не получил разрешения от уполномоченного по делам религии при местном органе власти, а в советское время это было обязательно. Поэтому мне пришлось служить в Иркутске. В 80-ые годы я перевелся во Владивосток, служил здесь, а в 1989 году я обратился к прихожанам с предложением создать новую общину, чтобы взять на нее сохранившееся здание храма священномученника Евсевия (на Седанке). Это церковь при бывшей архиерейской даче. В советское время здесь была школа, потом кинотеатр «Ракета», затем кинопрокатные мастерские. Нам удалось зарегистрировать общину и в начале 90-ых у нас числилось 250 человек, плюс были еще приходящие люди, - на Пасху собиралось человек 300-400. Мы получили в пользование часовню Александра Невского, которая находилась неподалеку, а затем и само здание храма.


    - А как вы оказались в РПЦЗ?


    - В начале 90-ых происходило коренное изменение статуса церкви в государстве, был отменен институт уполномоченных по делам религии,  началась регистрации религиозных организаций с тем, чтобы они стали самостоятельными юридическими лицами. В процессе выяснилась, что внутрицерковная жизнь РПЦ во многих вопросах расходилась с истинным понятием о православии. Это просочилось даже в типовые Уставы приходов и епархий, которые рассылал МП и которые им надлежало регистрировать. Уставы были составлены так, что не давали развития приходской общине, предусматривали жесткое администрирование сверху, а инициатива прихожан подавлялись. На общем собрании прихода мы решили, что такой Устав нам не нужен, и зарегистрировали свой. «Строптивость» нам не простили и, в конце концов, мы всем приходом в полном составе перешли в РПЦЗ. По большому счету, дело было не только и не столько в Уставе, сколько в несоответствии МП каноническим нормам, в «сергианстве».

     

    Справка
    «Сергианство» получило свое название от имени Сергия (Старгородского), патриарха Московского и всея Руси. Сергий руководил МП после смерти патриарха Тихона в 1925 году. В 1927 году Сергий опубликовал в газете «Известия» Декларацию, где призвал всех православных быть законопослушными «гражданами Советского Союза» и, «оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру». Верноподданническая Декларация крайне смутила верующих, ведь сама советская власть отнюдь не шла навстречу церкви, репрессии разворачивались с еще большей силой и в тридцатые годы церковь была почти уничтожена. Сдвиг наметился лишь во время войны, когда Сталин, решив в политико-пропагандистских целях заручиться поддержкой церкви, принял в 1943 Сергия и других иерархов, благосклонно выслушав их просьбы.

    Правление Сергия ознаменовало окончательный переход священноначалия РПЦ к политике подчинения советской власти. МП считает, что Сергий предпринял единственно возможный в его ситуации шаг, не дав окончательно разгромить церковь. Традиционно больше всего претензий «сергианство» вызывало у священников РПЦЗ и раскольничьих церквей.

    (По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

     

     

    - На сайте Владивостокской епархии РПЦ сообщается, что за резкие высказывания в адрес МП и отказ от подчинения епархии вы «запрещены в священнослужители»


    - Это неверно. До моего ухода в РПЦЗ, никто мне не запрещал служить. А если они что-то предприняли задним числом, то это не имеет никаких оснований, поскольку я уже был под другой юрисдикцией. Но гонения со стороны Владивостокской епархии в адрес прихода действительно были весьма серьезные. В 1994 году по благословению архиепископа Вениамина наш приход лишили регистрации. Затем московский патриарх Алексий
    II (Ридигер) обратился к тогдашнему губернатору края Евгению Наздратенко с просьбой освободить здание Свято-Евсевиевского храма от «группы экстремистов-зарубежников». В декабре 1995 года в мое отсутствие храм захватили милиционеры, участие в этом принимали казаки и епископ Вениамин с духовенством. Вместе со зданием была захвачена и церковная утварь. 


    - И остались вы с прихожанами, но без храма…


    - Нужно сказать, что еще с 1989 года я духовно окормлял дом престарелых на Седанке и его директор выделил комнату для этих целей. Оставшись без храма, мы стали ходить туда молиться. Приходилось составлять график посещений, поскольку всех желающих одновременно комната не вмещала. Потом администрация Владивостока безвозмездно выделила нам в пользование здание бывшего детсада на станции Океанской, там храм находится и по сей день. Со временем община разрослась: появились малые группы верующих в разных районах Дальнего Востока. 

     

    - Интересно услышать ваши комментарии по поводу воссоединения РПЦ и РПЦЗ.


    - Когда я перешел в РПЦЗ, ею руководил митрополит Виталий, принципиальный противник воссоединения. Причиной тому – ересь сергианства, в которой пребывает МП и по сей день. В свое время РПЦЗ предала анафеме РПЦ МП анафеме. Так что по церковным канонам мы не могли вступать в общение с РПЦ МП без их покаяния и отказа от сергианства. Однако в Синоде РПЦЗ существовала сильная группа сторонников объединения. Они давно собирались сместить Виталия. В июне 2001 года на Синоде в Нью-Йорке произошел конфликт, Виталий покинул заседание и его отстранили. На его место был назначен его заместитель, архиепископ Лавр. В конце 2001 года состоялся Чрезвычайный Собор, куда прибыл и митрополит Виталий. Он заявил среди архиереев о неканонических действиях, предпринятых сторонниками воссоединения. Тогда против него были предприняты жесткие меры: в его покоях отключили телефон, была нанята охрана, которая не пускала к нему никого без разрешения архиепископа Лавра. Даже личного секретаря Виталия не пускали. В условиях жесткой изоляции уговаривали уйти на покой по возрасту (а ему тогда было 92 года) и состоянию здоровья. Опасаясь еще более жестких мер, Виталий в конце концов уступил и подписал предлагаемую бумагу.  На основании этого документа был избран новый митрополит - Лавр. Вскоре после этого секретарю владыки Виталия удалось привлечь внимание американской полиции, она пожелала встретиться с митрополитом, тогда и выяснились обстоятельства, при которых он поставил свою подпись…


    - А он не пытался впоследствии отказаться от нее?


    - Он уехал к себе в Канаду и оттуда, из своего скита в Мансонвиле, он обратился с воззванием. Он заявил, что не признает решение Собора, что его отстранения добились нечестным путем. И он призвал объединиться вокруг себя всех, кто не желал слияния с РПЦ МП.

     

    - Де-факто в РПЦЗ произошел раскол.


    - Да, одновременно у РПЦЗ было два митрополита. Начали судебные преследования, - суд принял сторону Лавра. Через суд закрывались банковские счета, приставы доставили владыку Виталия на судебные заседания. По решению суда его подвергали психиатрической экспертизе, однако врачи признали его дееспособным. Вот такие действия были предприняты, – не только неканонические, но и просто безнравственные.


    - Много ли священников приняли сторону Виталия?


    - К сожалению, большинство перешло на сторону Лавра. Многие сочувствовали Виталию, признавали его правоту. Но на священников можно было надавить: те, кто открыто поддерживал Виталия, лишались своих приходов, храмов и зарплат. Немногие решились на это. Ну, и кроме того, нужно признать, что в РПЦЗ действительно было много сторонников объединения.


    - И что из себя сейчас представляет РПЦЗ?


    - Митрополит Лавр и его сторонники были приняты в РПЦ МП. Фактически произошло поглощение, а те, кто этого не захотел, остались в РПЦЗ. Владыка Виталий в прошлом году почил в бозе.

     

    - Говорят, что многие священники РПЦ при советской власти сотрудничали с КГБ…


    - Я это знаю достоверно, поскольку и меня лично пытались завербовать, причем прямо в кабинете уполномоченного по делам религии. Они старались завербовать всех священников. Духовенство представляло собой широкую агентурную сеть КГБ, и, я думаю, что она не развалилась и до сего дня.


    - То есть о покаянии РПЦ «в сотрудничестве» вопрос не стоит?


    - Да, даже РПЦЗ такой вопрос официально не поднимала. Дело в том, что это сотрудничество психологически связано с сергианством. Покаяние в сотрудничестве по сути своей станет покаянием в сергианстве. А отрекаться от сергианства МП не собирается…


    - Как вы относитесь к идее преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах?


    - Это нечестно. Церковь сама должна заниматься миссионерской деятельностью, она должна создавать церковно-приходские школы и обучать детей и взрослых православной вере. А сейчас получается, что нашей обычной школе, где воспитывается безбожие, поручается под видом православной культуры преподавать основы религиозных знаний. И заниматься этим будут простые учителя, - люди нецерковные. Чему они детей научат?


























  • Безымянный 271598

  • Интеллектуальные беседы :)