02.11.2011

анафоры



  • Гонение на церковь в Черногории

  • Есть ли Бог на сцене? - 9

  • +++А в этом случае действует другая словесная формула: тайная молитва на Преложение Святых Даров. Если священник ее не произнесет, в Чаше действительно будут хлеб и вино.

    +++Вот только одна неувязка существует с подобным подходом, о которой я уже упоминал: подобной формулы нет в литургии св. Василия Великого, которая служится в Православной Церкви 10 раз в году. Там вообще говорится не о "преложении", а о "вместообразных" (то есть "заместительных образах", в переводе на русский язык).

    Здесь какое-то недоразумение. По крайней мере, мне не понятно, что Вы хотите этим сказать. Если речь идет об эпиклесисе (а именно о нем должна идти речь в контексте преложения Даров), то эпиклесис в литургии св. Василия Великого есть.

    +++А в Римской мессе тоже эпиклесиса с подобной формулой нет, хотя и есть призывание Святого Духа, но стоит оно до анамнезиса, а не после, как в Православной Церкви.
    +++А ведь месса не была в этой части иной до раскола, когда ее благодатность явно признавалась Византией. Литургию же св. Иоанна Златоуста на Западе не служили...

    Другое дело Римская месса. В ней, действительно, эпиклесиса, в том понимании, которое обычно вкладывается в это слово, нет. Более того, эпиклесиса Св. Духа, вероятнее всего, вообще не было в древних анафорах, древнее 3 в. Но о чем это говорит? Это говорит о том, что древняя Церковь придавала освятительное значение всей анафоре целиком в ее поступательном (точнее, в возвратно-поступательном) движении от первых слов анафоры до последних, не взирая на то, что сами анафоры (особенно, восточного и западного типа) отличались друг от друга (по-видимому, изначально, с самого момента зарождения христианского богослужения в разных общинах). Причем, завершение анафоры считалось естественным образом и окончанием освящения, а сами Дары считались Телом Христовым без конкретизации этого понятия на каком-либо ином, философском языке. Но шло время, и стали возникать учения, придающие окончательный освящающий смысл отдельным моментам анафоры, а самим Дарам -- конкретный смысл, выраженный на языке понятий, и перед Церковью встала задача определиться по отношению к этим учениям. Прежде всего, это было схоластическое учение о времени пресуществлении Св. Даров. Результатом этого самоопределения Церкви в конечном итоге и стало то, что Римская литургия стала, с точки зрения православных, безблагодатной. Безблагодатной -- не сама литургия или анафора, а тот смысл, в который вкладывают в нее католики.

    Е.



  • Гонение на церковь в Черногории

  • Есть ли Бог на сцене? - 9