• Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06

  • Перевод статьи находящейся на сайте wordplayer.com, выполненный по договоренности в автором, Терри Россио.

    Укради эту статью

     

    Вот реальная история.

    В одном из чатов AOL я познакомился с молодым человеком. Он работает каскадером, что мне показалось интересным, а я работаю сценаристом, что показалось интересным ему. Оказалось, что, как и полагается всем в Лос-Анджелесе, он написал сценарий и хотел, чтобы я его прочитал.

    Идея казалась неплохой, стоящей прочтения, стоящей времени, потраченного на борьбу с пробками, чтобы добраться до темного, полного людей бара на другом конце города. До этого я просил его послать сценарий по почте, но он отказался. «Я ведь даже не знаю, кто вы», – сказал он, – «Мы встретились случайно в Интернете. Откуда мне знать, можно ли вам доверять?»

    Ну, хорошо, условились вместе пообедать, частично, чтобы познакомиться, но в основном для того, чтобы я взял его сценарий на прочтение. После обычного трепа он протянул мне сценарий. Я спросил, что это: пример того, как он пишет, или готовый оригинальный сценарий. Он не нашелся, что ответить.

    Я объяснил, что некоторые писатели используют свои сценарии, как примеры, чтобы получить задание на разработку сценария, а другие больше ориентированы на то, чтобы поторговаться и продать готовый сценарий.

    «Понятно», – сказал он. – «На самом деле, я не мечу в сценаристы. Это просто хороший способ пробиться в индустрию».

    Зрители, следящие за игрой из дома – отметьте: это был первый красный флаг.

    Я посмотрел на дату на первой странице: лето 1990-го. Я спросил его об этом. «Да», – сказал он, смущаясь, – «Вы не поверите, сколько раз я это переписывал».

    Второй красный флаг, и большой – Писатель, Которого Одолевает Одна-Единственная Любимая Идея.

    «Но у меня есть и другая идея, если вам интересно», - и он начал рассказывать мне сюжет детектива про убийство с участием тройняшек. Я тем временем взглянул на первую страницу сценария. Конечно, неправильный формат. Неправильный шрифт, неправильная верстка. Повсюду развеваются красные флаги.

    Он заметил, как тщательно я просматриваю сценарий. «Кстати», – предупредил он, – «концовка в этой версии отстойная. Я полностью переписал третий акт. Он теперь гораздо лучше».

    Я, кажется,  заметно смутился и осторожно спросил: «Я не совсем понимаю, почему вы мне дали плохую версию».

    Он бросил хитрый взгляд: «Я о вас практически ничего не знаю. Если вы вдруг решите украсть эту идею, то, по крайней мере, я знаю, что вы украдете отстойную версию».

    Реальная история, богом клянусь.

    Очевидно, что этот писатель сделал много чего неправильно – хватит материала на несколько статей, но я хочу сфокусироваться на одной его ошибке: его страхе, что кто-то в Голливуде собирается умыкнуть его великий сценарий.

    Сегодняшняя тема, если вы еще не догадались – плагиат.

     

    Чтобы вас заметили, вы должны делиться тем, что вы делаете. Но, чем больше вы делитесь, тем меньше вы контролируете – или даже знаете – кто имеет доступ к вашим работам. Чем лучше ваш сценарий, тем быстрее начинают работать ксероксы, распространяя ваш сценарий по всему городу.

    Как же защититься?

    Сначала, быстренько, основные вещи: да, зарегистрируйте сценарий в Гильдии Сценаристов. Желательно с первых вариантов – в дальнейшем вы всегда можете добавить переработанные версии. Да, записывайте, куда его посылаете, делайте заметки о телефонных разговорах, сохраняйте переписку и документы, насколько это возможно. Нет, вы не обязаны регистрировать сценарий, чтобы закрепить за собой права или, чтобы использовать этот милый значок «©» – по закону права закреплены за вами с момента написания. Да, есть преимущества в том, чтобы зарегистрировать сценарий в  U.S. Copyright Office: запись попадает в Государственный архив, и в случае разбирательства по вопросам нарушения авторских прав это позволяет вам потребовать с нарушителя деньги за нарушение прав и сумму вознаграждения адвокату. Нет, нельзя зарегистрировать название фильма, но можно зарегистрировать его как торговую марку, и MPAA (Американская Ассоциация Кинематографистов) может зарегистрировать намерение использовать название, если вы уже подходите к съемкам. Да, есть распространенный слух, что нужно посылать себе запечатанные конверты с копией своего сценария, и не открывать его, чтобы в случае чего подтвердить авторство, но, нет, я не слышал, чтобы кто-то реально так поступал. Да, помимо Гильдии Сценаристов есть другие регистрирующие службы, которые могут быть дешевле, быстрее, удобнее. Но я подумал, что, даже если я не состою в Гильдии, я хотя бы могу использовать ее для регистрации сценариев. И наконец... Нет, я не юрист, так что не верьте ни слову, не проверив, я могу полностью ошибаться, и, пожалуйста, не подавайте на меня в суд.

    Вот такие советы, собранные из множества открытых источников. Кстати, Гильдия Сценаристов выпускает вполне хорошую брошюру на тему плагиата, рекомендую почитать.

    Теперь, я хотел бы рассказать еще кое-что. Завершающий нюанс в стиле Пола Харви.

    Сценарист, который дал мне «плохую» версию своего сценария на прочтение допустил классическую ошибку. Он все сделал наоборот. Он излишне защищал свой написанный сценарий – и открыто рассказывал о своих ненаписанных идеях. Помните ту историю об убийстве и тройняшках? Он говорил, что это его следующий проект, его вторая по качеству идея. Так случилось, что она также не была зарегистрирована, защищена или записана. Мы встречались по другому поводу. И он даже не послал мне письмо после встречи, в котором бы сказал: «Спасибо, что также выслушали идею моего детектива про тройняшек».

    Этот настороженный молодой человек рассказал свою лучшую идею – бери, если хочешь.

    Как писателю, вам следует знать, что ваши идеи гораздо более уязвимы, чем ваши сценарии. Потому что, на самом деле, никто в Голливуде не ворует сценарии. Обычно, легче просто купить.

    Сами подумайте. Представьте, что сценарист послал законченный сценарий беспринципному продюсеру. Продюсер говорит: «Ага! Отличный сценарий. Ноя его не куплю – я его лучше сворую!»

    И вот, у продюсера в кармане есть идея сценария, персонажи, которых нужно переименовать, возможно, структура сценария. Теперь ему нужно найти сценариста, который напишет этот липовый сценарий.

    Без проблем – все, что ему нужно сделать – это прочитать много сценариев, провести собеседования в надежде найти достойного сценариста, который напишет сценарий в соответствии так, как хочется продюсеру. И который, конечно,  не запросит денег больше, чем стоил первоначальный сценарий.

    Но прежде, чем сценарист приступит к работе, продюсер должен заключить с ним договор и, может быть, подождать, пока тот освободится. Наконец, сценарист начинает писать. Через шесть месяцев он представляет что-то, что может быть хорошей реализацией украденной идеи, а, может, и нет.

    И чего добился продюсер? Потенциального судебного разбирательства, и сомнительной привилегии выпустить фильм, похожий на только что снятый кем-то еще.

    Не-а. Нет, среднестатистический Голливудский продюсер или руководитель студии скорее купит ваш сценарий, если он ему настолько понравился, что он готов украсть идею – а потом испортит его до начала съемок. (Типичная история Голливудского сценариста: тебя все равно поимели, но хотя бы заплатили.)

    Всегда, конечно, есть опасность того, что через три недели после отказа вам продюсер проснется среди ночи с криком: «Нашел! Детектив про убийство! Тройняшки! Такого еще никто не делал!»

    В последних статьях я писал, как важно найти действительно хорошую идею для фильма. Допустим, вы ее нашли. Как же ее защитить после того, как нашли?

     

    НАПИШИТЕ ЕЕ, НАКОНЕЦ. Чем раньше вы ее напишете, тем скорее сможете зарегистрировать и защитить. Все лучше, чем дожидаться, пока Майкл Кричтон вас опередит.

     

    НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ. Как бы соблазнительно не было поделиться с кем-нибудь своей гениальной идеей, лучшим выбором будет молчать в тряпочку. Когда вы разговариваете с продюсерами, режиссерами, директорами студий, ассистентами – и в особенности с другими сценаристами. Это дает вам и еще одно преимущество. Один писатель, забыл кто, имел правило «рассказывать историю только на бумаге». Он утверждал, что, устное изложение удовлетворяло его жажду поделиться историей. После этого он терял импульс к написанию. Я склонен согласиться с ним.

     

    ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ НАПИШИТЕ ПИСЬМО. Если вы все-таки рассказали идею по той или иной причине, пошлите после встречи письмо с описанием того, какие идеи обсуждались. Это также удобный способ не потерять людей и не забыть даты встреч.

     

    Ой – чуть не забыл. Сценарий того парня, тот самый с плохим третьим актом, сейчас лежит в самом низу моей кипы сценариев на прочтение, и я не знаю, когда  (если вообще когда-нибудь) доберусь до него. И уж почти наверняка я никогда не прочитаю его хорошую версию.

    Ничего страшного. Я сейчас увлечен одной новой идеей. Пишу детективную историю про убийство, совершенное тройняшками, конечно.

    Помните, лучшее время защищать ваш сценарий – до того, как вы его напишете.


  • Безымянный 271598

  • ВОЛГА / VOLGA, “Дом” 3.02.06